Теория Боуэна. Межпоколенческая передача.

Процесс межпоколенной передачи. Одним из важных концептов теории Боуэна является межпоколенный паттерн передачи от родителей детям разных уровней незрелости. В большинстве семей родители передают часть своей незрелости одному или нескольким детям. Чтобы проиллюстрировать этот межпоколенный паттерн в наиболее яркой форме, я начну с родителей со средним уровнем дифференциации и допущу, что в каждом поколении родители проецируют основную часть своей незрелости только одному ребенку, таким образом, максимальная нарушенность сосредотачивается в каждом поколении в одном ребенке. Кроме того, я допущу, что один ребенок в каждом поколении вырастает относительно вне эмоциональных требований и нажимов со стороны семейной эго массы и достигает наиболее высокого уровня дифференциации, возможного в данной ситуации. По существу невозможно, чтобы такая последовательность возникала из поколения в поколение, но она действительно иллюстрирует этот паттерн. Пример начинается с родителей с уровнем дифференциации 50. У них есть трое детей. Уровень наиболее вовлеченного ребенка 35, что существенно ниже, чем базовый уровень родителей, и является максимальным усилением нарушенности в одном поколении. Уровень другого ребенка 50, такой же как базовый уровень родителей. Третий вырастает относительно вне проблем семейной эгомассы и достигает уровня 60, что много выше6 чем у родителей. Если учесть6 что ребенок с уровнем 35 заключает брак с супругом, уровень дифференциации которого в районе 35, то особенности этого брака будут изменяться в зависимости от способа, с помощью которого эгомасса этой семьи будет решать свои проблемы. В семье с наибольшей проекцией будет спокойный брак и почти полная сосредоточенность на здоровье, благосостоянии и достижениях наиболее вовлеченного ребенка, уровень которого может быть таким низким, как 20. Они могли бы иметь другого ребенка, растущего вне семейной эгомассы, с уровнем 45, много выше, чем у родителей. Иметь двоих детей, одного с уровнем 20, а другого – 45 едва ли возможно. Ребенок с уровнем 20 уже в зоне риска и подвержен целому спектру проблем. В начале он может быть сверхуспевающим в школе, а затем в послеподростковом возрасте перенести эмоциональный срыв. С особой помощью он, возможно, смог бы закончить школу, провести несколько лет бесцельно, а сатем найти супруга, чьи ”потребности” в другом так же велики, как и у него. На этом уровне слияния эго проблемы слишком велики, чтобы быть сосредоточенными в одной области. У них, вероятно, будет множество проблем в браке, со здоровьем, и социальных проблем, и проблемы будут слишком велики, чтобы их можно было спроецировать на одного ребенка. Они могли бы иметь одного ребенка с уровнем 10, другого 15, и третьего, растущего вне семейной эгомассы, с уровнем 30, намного превышающим уровень родителей. Те дети, чей уровень 10 и 15 являются хорошими кандидатами на полный функциональный спад до таких состояний как шизофрения или криминальное поведение. Это иллюстрирует предыдущие утверждения о том, что необходимо как минимум три поколения для того, чтобы человек достиг уровня ”отсутствия Я” для последующего спада в шизофрению. В средней ситуации незрелость будет прогрессировать существенно медленнее. Кроме того, в каждом поколении есть дети, продвигающиеся вверх по шкале, и в средней семье прогресс много медленнее, чем показано в этом примере.

            Следует подчеркнуть, что значения уровней шкалы, использованные в предыдущих примерах, нужны для того, чтобы иллюстрировать общие принципы теоретической системы. Сдвиг функциональных уровней в нижней части шкалы так чувствителен к разнообразным сдвигам, происходящим из часа в час, из недели в неделю на протяжении плохих и хороших лет, что их приблизительный уровень можно определить, только выяснив, какие конкретные переменные наиболее значимы для данной семьи в этот период времени. Это обобщенные уровень и последовательность, наиболее важные в клинической ситуации. Уровни в концепции межпоколенной передачи Достаточно условны и используются только для иллюстрации. Эта концепция обоснована историческими материалами, охватывающими от трех до четырех поколений приблизительно ста семей, и десять и более поколений восьми семей.

 

Процесс межпоколеннной передачи

            Процесс семейной проекции работает в семье поколение за поколением. Он заметен только тогда, когда становится достаточно интенсивным. В более мягком варианте это настолько обычный процесс, что люди рассматривают его просто как часть жизни и как естественное единение между детьми и родителями. Как отмечалось ранее, в большей степени этот механизмопределяется чувствительностью родителей и только после этого – актуальными потребностями ребенка.

            В группе сиблингов один ребенок более вовлечен в этот процес, чем остальные, хотя если процесс достаточно интенсивен, в него могут быть вовлечены и остальные сиблинги. Выделенный ребенок развивает повышенную чувствительность к эмоциям родителей, реагирующих описанным выше способом. Остальные братья и сестры менее чувствительны к эмоциям родителей. Они вырастают с более разделенными чувствами и мышлением. Они несколько более дифференцированы, чем их более податливый сиблинг. Они склонны больше учиться на сильных сторонах родителей. Воввлеченный ребенок знает о родительской незрелости и стимулирует ее.

            Выделенный ребенок, вероятно, будет иметь несколько более низкий уровень дифференциации, чем родители. У менее вовлеченных детей уровень дифференциации близок к уровню родителей или несколько выше. Эти различия имеют важное теоретическое значение для течения жизни. Люди с несколько более высоким уровнем дифференциации способны формировать содержательное и более реальное течение жизни. Они менее уязвимы для последствий продолжительных эмоциональных нагрузок.

            Теория Боуэна предполагает, что люди выбирают партнеров по браку с уровнем дифференциации, близким к их собственному. Следовательно, из поколения в поколение выделенные дети женятся и функционируют с большей эмоциональной интенсивностью, чем их родители. Их сиблинги создают семьи по эмоциональным уровням близкие к родительским или менее эмоционально интенсивные. С этой точки зрения в любой семье есть ветви, уровни дифференциации в которых с течением времени увеличиваются и ветви с уменьшающимися уровнями дифференциации. Конечной точкой такой прогрессии в направлении недифференцированности предположительно являются разнообразные дисфункции. Формы шизофрении, хронический алкоголизм, и даже, возможно, хронические физические заболевания, очевидно, являются манифестацией высокоинтенсивных вариантов этого процесса.

            В любом поколении случайные события могут замедлить этот процесс. Аналогично, неблагоприятные обстоятельства могут ускорить его. Важной переменной является наличие в браке механизмов, отличных от проекции, способных поглощать тревогу. На определенном уровне могут играть роль изменения в обществе и последующие колебания тревоги. Важным фактором социальной тревоги может стать исчезновение необходимых ресурсов и перенаселенность.

            Не вполне понятно, как формируется вовлеченность мать-ребенок. Часто оказывается, что мать вовлекает младшего или старшего ребенка. Также вероятным кандидатом является единственный ребенок данного пола, например, единственный мальчик или единственная девочка. Также часто вовлекаются дети с врожденным или сформировавшимся физическим дефектом. При этом многие дети в тех же положениях не становятся объектами родительской тревоги, и это наводит на мысль, что существуют другие механизмы и факторы, определяющие, который ребенок вовлекается в процесс.

Новости общества

  • 07 December 2024 Видеозапись открытого собрания 28.11.24
  • 08 November 2024 Видеозапись открытого собрания 31.10.24
  • 30 October 2024 «СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
  • 17 October 2024 Открытое собрание общества 31 октября
  • 04 October 2024 Видеозапись открытого собрания 26.09.24
Все новости