Зачем нужна психотерапия

Ответ на вопрос «зачем нужна психотерапия?» может быть таким.  Психотерапия возникала как социальная практика, в рамках которой одни люди, получившие нужную подготовку и по определенным правилам, помогают другим людям.   

Дальше возникают два вопроса: «помогают в чем?» и «помогают как?».

На первый вопрос ответ, казалось бы, понятен. Психотерапия помогает человеку не утонуть в тревоге, стыде, страхе или вине, помогает почувствовать себя более реализованным, найти опоры для большего спокойствия или уверенности в себе, лучше понимать себя, своих близких и окружающих людей и лучше с ними общаться, осознавать границы своей ответственности и ответственности других в изменении проблемной ситуации, находить новые способы действий и достигать своих целей. Вопрос про «помогать в чем?» имеет, таким образом, более или менее постоянный ответ – психотерапия направлена на повышение качества жизни людей. 

Интереснее с вопросом «помогать как?». В культуре прослеживается эволюция помогающих систем и практик, начиная от самых ранних верований в разные неведомые силы. Институт психотерапии и консультирования наследует этим более ранним формам помощи, ориентирования и поддержки, но уже существенно отличается от них. Психотерапия – исторически сложившаяся и возникшая не так давно, наиболее прогрессивная практика психологической помощи, в частности, благодаря разработке объяснительных моделей, доказательности, системе подготовки специалистов и поддержания их профессионального уровня.

К настоящему времени известны уже три волны смены представлений о механизмах изменения в психотерапии – через инсайт, через формирование новых навыков и через «переписывание» (реконструкцию) опыта.

Исходная модель общения психотерапевта с клиентом (ранее – с пациентом): психотерапевт делает для человека примерно тоже, что для ребенка делает хороший родитель. С одной стороны, сочувствует, утешает «присоединяется» к опыту клиента, поддерживает, «контейнирует» его переживания. С другой стороны, помогает справиться (дает рекомендации, предписывает, корректирует поведение).

Поскольку психотерапия постоянно развивается, то более поздние модели могут предлагать клиентам отношения несколько иного рода. Подходящая метафора здесь – это терапевт как «компаньон по непростому путешествию», «сочувствующий собеседник», «прочный якорь» и т.п. Дело в том, что вопросы иерархии и экспертности в отношениях терапевта и клиента на рубеже ХХ–ХХ1-го веков были пересмотрены. В новых моделях психотерапии в большей степени признается экспертность самого клиента (клиентов) в его жизни, проблемах и целях, тогда как терапевт продолжает выступать экспертом в организации терапевтического взаимодействия и построения беседы. У клиента сегодня есть возможность выбрать наиболее подходящую для него модель взаимодействия с помогающим ему специалистом.

Подробнее о психотерапии см. (То, что вы хотели знать о психотерапии – активная ссылка)

Текст подготовили:

Т. Якимова

Г. Будинайте

И. Геронимус