В рамках конференции, в секции, посвященной вопросам сексуальности и гендера, выступит Дарья Браженкова, психолог, сертифицированный ABA-терапевт, работает в сфере прикладного поведенческого анализа с 2010 года (BCBA).
Тема доклада: Прикладной анализ поведения для обучения лиц с РАС сексуальному поведению
Формат: видеодоклад
«Сексуальное просвещение людей с РАС и обучение их необходимым навыкам, связанным с половой сферой жизни, может представлять существенные затруднения по ряду причин. Уровень интеллекта и понимания речи у людей в спектре может существенно варьироваться, следственно, требуется гибкий и индивидуализированный подбор инструментов и материалов для обучения. Дополнительную проблему может представлять повышенная сенсорная чувствительность, распространенная среди людей с РАС: может потребоваться десенсибилизация прикосновения к коже таких обычных предметов, как прокладки или презервативы.
Несмотря на все сложности, обучение людей с РАС навыкам сексуального поведения чрезвычайно важно. Прежде всего, как и все другие люди, лица с РАС имеют право на сексуальную жизнь. Немногочисленные исследования показывают, что люди с РАС выражают желание состоять в романтических отношениях, вступают в такие отношения и занимаются сексом примерно так же часто, как и люди из контрольной группы. При этом сексуальное просвещение для людей с РАС гораздо менее доступно, чем для их сверстников: их, как правило, начинают учить необходимым навыкам уже после начала половой жизни, а источники для самостоятельного изучения ограничены медиа и собственным опытом.
Еще одна проблема: люди с РАС в 2,5-3 раза чаще становятся жертвами сексуального принуждения и насилия, чем их сверстники. Предиктором этого, в первую очередь, является сам по себе аутизм, но существенное влияние на уровень риска оказывает полнота информирования людей с РАС о сексуальных взаимоотношениях, о приемлемых и неприемлемых видах касаний и действий.
С точки зрения прикладного поведенческого анализа, секс - всего лишь поведение. Мы умеем разложить любой сложный навык на серию более простых и подходим к обучению индивидуализировано. О том, чему и когда учить людей с РАС, я расскажу в своем выступлении. Я также дам несколько практических рекомендаций и идей.»