В рамках секции "Психотерапия ребёнка в семье" выступит Марьяна Михайловна Безруких – Действительный член (академик) Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», лауреат Премии Президента России в области образования.
С докладом на тему: "Система неадекватных требований как ключевой риск нарушения психического здоровья"
Отправной точкой любого психотерапевтического воздействия является анализ истории развития, ситуации развития и рисков развития ребенка. Недостаточное внимание или исключение из анализа рисков развития снижает эффективность или сводит на нет все усилия по коррекции эмоционального и психологического состояния ребенка.
Система неадекватных требований, в соответствии с характеристикой ВОЗ, относится к категории насилия, однако ни педагоги, ни родители, ни психологи не выделяют неадекватные требования как фактор риска, провоцирующий нарушения психического здоровья детей.
Высокий уровень негативного воздействия системы неадекватных требований связан не только с одновременным давлением на ребенка родителей и педагогов, но и с воздействием комплекса педагогических факторов риска (ПФР). К числу ПФР относятся: сверхраннее обучение, неадекватные методики и технологии обучения, психологический и эмоциональный дискомфорт при обучении, высокая интенсивность и большой объем интеллектуальных нагрузок и др. Сочетание ПФР погружает ребенка в комплекс постоянно действующих стрессовых ситуаций, негативное воздействие которых усиливается факторами семейного риска (ФСР).
Постоянно действующий стресс не только создает психологическое и эмоциональное напряжение, приводит к нарушениям психического и физического здоровья, но и нарушает морфо-функциональное развитие мозга и когнитивных функций, что особенно опасно на ранних этапах возрастного развития.
М.М. Безруких – автор более 500 научных работ, и более 70 книг и пособий для педагогов и родителей, таких как «Проблемные дети», «Здоровьесберегающая школа», «Обучение письму», «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка», «Дети с СДВГ», «Физиология развития ребенка», «Педагогическая физиология», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ступеньки к школе», «Трудности обучения в начальной школе» и многих других.