В рамках конференции «Современное поле семейной терапии», в секции «Супервизия классической и постклассической терапевтической практики в работе с семьей», с докладом на тему «Решение этических дилемм в процессе супервизии», выступит Твердохлеб Наталья Александровна – системный семейный психотерапевт, сертифицированный ЭФТ-терапевт ( ICEEFT, Канада), преподаватель ЦССТ.
Супервизия – неотъемлемая часть практической подготовки специалистов. Это один из методов теоретического и практического повышения квалификации психологов, социальных работников и др. в области психологии и психотерапии. В супервизии опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.Супервизоры помогают развитию практических навыков через надзор и подталкивание специалистов к анализу, осознаванию и применению принципов практики, основанных на этике. Помимо обучающих функций, супервизоры также несут ответственность за то, что услуга, оказываемая клиентам под их супервизией, идёт во благо клиенту.
В докладе будут рассмотрены этические дилеммы, с которыми сталкивается начинающий специалист, а также этические дилеммы, возникающие в процессе самой супервизии, и возможные варианты их решения.
Мы поговорим о том, как разграничить психотерапию и супервизию, и обсудим, почему это важно делать. Обсудим важность организационного процесса, почему не работает «обсуждение в коридоре». Обсудим модели решения этических дилемм, с которыми сталкивается начинающий специалист, вопросы для рефлексии, помогающие выбрать правильное решение.
Мы обсудим личную реактивность терапевта или контрперенос (неприятные чувства, в которых не хочется признаваться, но которые возникают в процессе работы с клиентом, – скука, гнев, сексуальное влечение), этику и практические стандарты, специфичные для умения справляться с контрпереносом, результаты исследования эмпирического изучения альянса в супервизии и раскрытие контрпереноса, выводы для улучшения практики супервизии. Этическая осведомленность требует, чтобы специалисты и супервизоры принимали человеческую природу терапевта в честной попытке свести к минимуму этические конфликты и ошибки в поведении и осуждении. Супервизоры могут ответственно использовать свое авторитетное положение чтобы создать атмосферу, в которой обсуждение реакций терапевта на пациента приемлемо и даже приветствуется, чтобы усилить профессиональный рост психотерапевта и обеспечить наилучшую заботу о пациенте.