Секция «Системная семейная психотерапия в социальной сфере» посвящена вопросам оказания психотерапевтической помощи семьям, относящимся к уязвимым группам. В рамках секции мы обсудим с участниками особенности оказания проведения бесплатной психотерапии, возможности и ограничения семейного терапевта, работающего в государственном учреждении, благотворительной организации, социальных службах. Именно здесь семейному психологу приходится работать в «полисистемном поле»: и с государственными структурами, и с общественными организациями, и с несколькими семейными системами (например, с приемной и кровной семьями). Нередко работа системного семейного терапевта проводится в кризисных и экстренных ситуациях (отобрание детей, насилие в семье, острый конфликт между семьей и общественными институтами).
В рамках секции с докладом «Хроническая» потребность в помощи и право на автономность и независимость» выступит клинический психолог и семейный психотерапевт Анна Михайловна Маричева, руководитель программы сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями развития ГБУ ЦТ "На Вадковском", преподаватель и супервизор Института интегративной семейной терапии.
В своем докладе Анна Михайловна поделится опытом работы в государственных и негосударственной организациях, занимающихся помощью семьям с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, умственную отсталость, задержку психического развития, задержку психоречевого развития, СДВГ, поведенческие и эмоциональные расстройства, сопоставит и проанализирует различные модели оказания помощи.
Семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, составляют на государственном уровне категорию семей, которые имеют право на дополнительные меры социальной защиты и поддержки. Среди таких мер – бесплатный доступ к услугам специально созданных служб и учреждений. Не обсуждая меру достаточности выделяемых на это ресурсов, мы поговорим о препятствиях, которые мешают семьям использовать и те ресурсы, которые имеются.
Также мы поговорим о том: как условия труда семейных психологов, за пределами частных кабинетов, влияют на их способность взаимодействовать с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации терапевтичным для них образом; что под силу менять семейному терапевту на своем рабочем месте; какие возможности развития открываются перед семьями, воспитывающими детей с особенностями, благодаря участию в реализации программ сопровождения системного семейного терапевта.