Приглашаем всех участников конференции «Современное поле семейной терапии» принять участие в работе круглого стола «Актуальные проблемы обучения семейной психотерапии», организованного в рамках секции «Обучение системной семейной терапии: от формирования системного мышления до профессионального становления»
планируется обсудить следующие проблемы:
1) «Необходимое и достаточное в подготовке семейных психотерапевтов»
Все разработчики программ сталкиваются с проблемой: как уместить все разнообразие существующих подходов и техник в ограниченные рамки образовательной программы. Какими принципами следует руководствоваться при отборе того, чему обучать?
- Какие профессиональные и личные компетенции семейного терапевта являются самыми основными?
- Какие методы формирования этих компетенций наиболее эффективны?
- Какими методами и техниками должен обязательно владеть начинающий семейный психотерапевт?
- Без каких базовых знаний и навыков невозможно осваивать семейную психотерапию?
- Когда можно начинать самостоятельную практику?
2) «Кто есть кто в учебной группе семейных терапевтов: взаимоотношения и роли в процессе обучения семейной психотерапии»
- Нужно ли разделять в процессе обучения роли преподавателя и терапевта, могут ли быть преподаватели психотерапевтами своих студентов?
- Где проходит граница между терапией и обучением в обучении психотерапии?
- Как обеспечить психологическую безопасность для студентов в учебных упражнениях; как переключать студентов с клиентской позиции на профессиональную?
- Что делать с групповой динамикой в процессе обучения?
- Как можно использовать ресурс учебной группы и преподавательского коллектива для профессионального и личностного развития студентов.
3) «Системный подход: pro et contra». Методы продвижения системного подхода среди студентов
Студентам, начинающим обучение в системном подходе, часто приходится сильно перестраивать свою (только что сформировавшуюся на этапе базового обучения психологии) картину мира, способ профессионального мышления. Возникает много сомнений.
Вот некоторые из типичных вопросов:
- Есть ли гуманизм в системном подходе? Не забыли ли о человеке, работая с системой?
- Может ли помочь семье такой механистичный взгляд на нее?
- Почему в системном подходе не используются знания, накопленные в других отраслях психологии?
- Чем групповая динамика, описанная в социальной психологии, отличается от семейной динамики? А семья от других малых групп?
- Чем теория эмоциональных систем М. Боуэна принципиально отличается от теории поля К. Левина?
Вопросы для обсуждения на КС:
- Нужно ли непременно «ломать» все предыдущие установки студентов, чтобы сформировать у них системное видение?
- Какие теоретические концепции лучше всего помогают сформировать у студентов системное мышление?
- Есть ли место для интеграции системного подхода с другими теориями и практиками?
- Как сохранять у студентов системное видение при обучении «частным вопросам» семейной терапии?
- Должен ли терапевт, работающий в одном из постмодернистских подходов, обладать системным мышлением?