В рамках секции "Обучение системной семейной терапии: от формирования системного мышления до профессионального становления». Выступят Каширина Вероника Юрьевна, преподаватель Института интегративной семейной терапии, руководитель Центра Психологических Решений "На Троицкой" и Жуйкова Екатерина Борисовна, преподаватель Института интегративной семейной терапии, научный сотрудник Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой с докладом «Интеграция идей системного подхода в обучение семейной психотерапии».
В докладе обсуждаются форматы проведения групп, посвященных обучению семейной терапии, позволяющие студентам одновременно анализировать системные процессы и осознавать себя частью различных систем:
(а) работа с внутригрупповой динамикой;
(б) реконструкция семейной истории студентов в рамках личной терапии в ходе обучения;
(в) открытые консультации, в которых принимают участие студенты в роли активных наблюдателей;
(г) работа с базовыми убеждениями, когнитивными схемами, ограничивающими системное мышление.
Мы поговорим о возможностях и сложностях в реализации этих фрагментов обучения, о целесообразности включения этих фрагментов в цикл подготовки семейных консультантов (психотерапевтов).
Обучение принципам классической системной семейной терапии является первым этапом погружения будущих специалистов в новый тип терапевтического мышления. Системность гипотез, особая позиция нейтральности остаются ценным знанием при работе с семьей, несмотря на то, что история уже открыла дорогу новым принципам в работе терапевта. Это связано с тем, что (а) классические идеи системности - в основе ухода от каузальной логики, учат начинающих терапевтов не размещать проблему внутри личности, а концентрировать внимание на паттернах дисфункционального взаимодействия, которое не подходит семье, содержит симптоматику; (б) они ставят терапевта в позицию постоянного анализа своей роли в системных процессах терапевт-семья; (в) принцип гипотетичности - основа сотрудничащей позиции с семьей, когда у терапевта развивается понимание, что работа с системой возможно лишь в условиях полигипотетичности, совместного выбора с клиентами пути развития терапевтического процесса.
В своей преподавательской практике мы опираемся не только на теоретический материал теории систем, также часть обучения – это погружение в системные взаимодействия: собственные семейные, профессиональные, в отношениях с клиентскими семьями и т.д. Выше обозначенные форматы проведения обучающих групп помогают усваивать принципы системности на всех уровнях – от ментального до поведенческого, от теоретического до практического, от анализа собственной истории до анализа происходящего здесь и сейчас.