Дифференциация «Я» в теории Мюррея Боуэна.

Шкала дифференциации «я». Эта шкала представляет собой попытку расположить на одной оси все уровни человеческого функционирования, от низкоуровневого до самого высокого потенциального уровня. В широком смысле это сходно со шкалой эмоциональной зрелости, но здесь речь идет о факторах, отличных от концепции «зрелости». Наша шкала устраняет необходимость понятия «нормы». Она не имеет никакого отношения к эмоциональному здоровью или болезни, а также к психопатологии. Человек может иметь низкий показатель по этой шкале, но сохранять в своей жизни состояние эмоционального равновесия без каких-либо симптомов психопатологии, а, с другой стороны, может иметь несколько более высокий показатель, но развить патологическую симптоматику в условиях тяжелого стресса. Однако люди с более низкими показателями дифференциации легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются, в то время как более высокие показатели связаны с тенденцией к большей гибкости и способностью к адаптации. Шкала не имеет прямой корреляции с интеллектом или социоэкономическим статусом. Существуют интеллектуально яркие люди с низкими показателями по шкале и не столь яркие – с показателями много более высокими. Большинство представителей низшей социоэкономической группы имеют низкий показатель по шкале дифференциации, но среди них есть и такие, у которых он весьма высок, и точно так же встречаются представители богатых классов с низким уровнем по шкале дифференциации.

Шкала оценки уровня дифференциации «я» начинается от самого низкого уровня «недифференцированности», соответствующего нулевой отметке (0) на континууме, и завершается максимальным теоретическим уровнем «дифференциации», соответствующим отметке 100. Чем выше степень недифференцированности (не-я), тем больше эмоциональное слияние с другими в одно общее «я» (недифференцированную эго-массу). Слияние происходит в контексте личностных или иных (деловых, соседских и пр.) отношений с другими и достигает максимальной интенсивности в браке, где всегда много эмоциональной взаимозависимости. Стиль жизни, мышление, паттерны эмоционального поведения людей на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации. В браке, в условиях эмоциональной близости два частных «я» сливаются в одно общее «я»; степень слияния зависит от базисного уровня дифференциации супругов, характеризовавшего их до брака. Оба партнера стремятся к блаженству эмоционального слияния, но сохранять равновесие подобного слияния чрезвычайно трудно. Как правило, одно из «я» в общем супружеском «я» становится доминирующим, в то время как другое – подчиненным, приспосабливающимся. Иными словами, доминирующее «я» достигает более высокого уровня функционирования и выглядит «сильнее» за счет приспосабливающегося партнера, который отдал свое «я» и стал функционально «слабее». Приспосабливаясь к слиянию, супруги используют ряд механизмов. Эти механизмы будут обсуждаться в связи с концепцией, описывающей эмоциональную динамику ядерной семейной системы. Чем ниже уровень дифференциации, или «базисных я», супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической окажется инвалидизация одного или обоих супругов при отказе механизмов адаптации.

Шкала дифференциации «я» представляет собой попытку оценки твердого, истинного «я» личности. Твердое, истинное «я» – это определенное качество, иллюстрацией которого могут служить такие утверждения «я-позиции», как «это мои ценности, верования и убеждения; это то, что я есть, кто я есть, и что я буду делать, а что не буду». Твердое, истинное «я» способно изменяться изнутри «я», на основе новых знаний и опыта. Оно не может служить предметом сделок в системе отношений в том смысле, что не может быть изменено путем принуждения или давления, или ради получения одобрения, или ради усиления своей позиции по отношению к другим. Существует и другой уровень «я», подвижный и изменчивый, называемый мною «псевдо-я», который затрудняет установление твердых ценностей истинного «я» и наилучшим образом иллюстрируется тем, как человек приспосабливается к различным функциональным позициям. Псевдо-я формируется с целью приспособления к окружающей среде, сочетая в себе множество разнородных убеждений, установок, принципов, разделяемых лишь потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Оно создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Псевдо-я, приобретенное под воздействием системы отношений, может становиться предметом сделок в рамках этой системы. Под влиянием момента оно может усваивать производящую благовидное впечатление философию, но с той же легкостью ассимилировать и противоположную философию, чтобы противостоять системе отношений. Именно псевдо-я сливаются друг с другом, находясь в интенсивном эмоциональном поле, и растворяются одно в другом в периоды эмоциональной близости. Люди, уровень дифференциации которых тяготеет к нулевой точке шкалы, во взаимоотношениях с другими находятся в состоянии столь интенсивного заимствования, торговли, обмена своими псевдо-я, что определить их подлинный показатель по шкале удается лишь на основе наблюдений протяженностью в нескольких месяцев, лет, а   то и исходя из картины целой жизни.

Люди с показателями дифференциации, находящимися на нижней половине шкалы, живут в мире, управляемом чувствами, – чувства и субъективность большую часть времени доминируют в нем над объективным рациональным процессом. Эти люди не отличают собственное переживание от объективного факта; основные жизненные решения у них основаны на «чувстве» правильного. Первостепенные жизненные цели связаны с любовью, счастьем, комфортом и безопасностью. Ближе всего эти цели к достижению тогда, когда отношения с другими находятся в равновесии. На поиск любви и одобрения или на то, чтобы атаковать другого, который всего этого не дает, этими людьми затрачивается такое количество жизненной энергии, что на целенаправленную самостоятельную активность ее почти не остается. Они не различают «истину» и «факт»; наиболее точным выражением истины для них служит внутреннее эмоциональное состояние. Тот человек считается искренним, кто непосредственно демонстрирует свои эмоциональные переживания. Мотив «давать и получать» любовь, внимание и одобрение крайне важен для этих людей, достигая степени жизненного принципа. Пока система отношений с другими находится в комфортном равновесии, жизнь такого человека может протекать бессимптомно. Дискомфорт и тревогу приносят события, нарушающие или ставящие под угрозу систему отношений. Хроническое нарушение системы отношений ведет к дисфункции и к высокому риску возникновения различных проблем, в том числе физических и эмоциональных заболеваний и социальных дисфункций.

Люди с показателем уровня дифференциации в верхней половине шкалы имеют более высокий уровень твердого, истинного «я» и менее высокий – псевдо-я. Они располагают большим автономным «я»: в близких отношениях у них в меньшей степени выражена потребность в эмоциональном слиянии и соответственно им требуется меньше энергии для поддержания слитности с другими, большое ее количество тратится на   целенаправленную активность, которая приносит чувство удовлетворения. Чем дальше мы продвигаемся вверх по шкале, тем очевиднее обнаруживаем способность проводить различие между чувствами и объективной реальностью. Например, люди с показателями от 50 до 75 обладают достаточно определенными взглядами и убеждениями по наиболее существенным вопросам, но они, все же, чересчур чувствительны к мнениям окружающих, и некоторые их решения основаны на чувствах, особенно в случаях, когда они опасаются неодобрения со стороны значимых других.

Согласно излагаемой теории, для всех показателей шкалы ниже 100 свойственна некоторая степень «недифференцированной эго-массы» и в близких отношениях – некоторая степень слияния. Когда шкала была только разработана, показатель 100 отводился для некого идеального индивидуума, достигшего совершенства на всех уровнях эмоционального, клеточного и физиологического функционирования. Я ожидал, что какие-то необычные исторические фигуры или, может быть, даже живущие ныне люди будут иметь показатели около 95. Однако, опыт использования шкалы показал, что каждый человек имеет области хорошего функционирования и не менее важные области плохого жизненного функционирования. Пока не удалось проверить шкалу на людях предельно высокого уровня, но мне представляется, что показатель 75 – уже представляет собой очень высокий уровень, и что люди с показателем выше 60 составляют малую долю общества.

Характеристики людей с высоким уровнем дифференциации иллюстрируют важный аспект концепции. Эти люди обладают полной ясностью относительно различий между эмоцией и мыслью, и для них так же естественно принимать решения на основе мышления, как для людей с низким уровнем дифференциации – на основе чувств. Относительное разделение мышления и эмоций ставит жизнь под значительно больший контроль направленного мышления, чего лишены люди с низкими показателями по шкале, чья жизнь подчиняется приливам и отливам эмоционального процесса.

Люди, характеризующиеся высоким уровнем дифференциации «я», располагают свободой выбора, заняться ли им собственной целенаправленной деятельностью или растворить «себя» в интимности близких отношений с другим. У людей с низким уровнем дифференциации «я» горизонт выбора значительно уже: либо избегать любых отношений, дабы автоматически не соскользнуть в дискомфортное слияние, либо пребывать в постоянном поиске «особых» близких отношений для удовлетворения своих эмоциональных «нужд». Человек с высоким показателем по шкале дифференциации   в меньшей степени реагирует на похвалу или критику и располагает более реалистической оценкой собственного «я»; в то время как у человека с низким показателем дифференциации эта оценка неустойчива и оказывается то значительно выше то значительно ниже реалистической, в зависимости от сиюминутной реакции окружающих

Шкала дифференциации «я» чрезвычайно важна, прежде всего, как теоретическая концепция, способствующая пониманию человеческого феномена в его целостности, но также и как надежный инструмент, позволяющий сделать общую оценку хода жизни и предугадать ее возможную будущую направленность. Произвести такую оценку за короткий промежуток времени, измеряемый днями и неделями, практически невозможно, поскольку у людей с низким значением дифференциации отмечаются большие колебания функционального уровня псевдо-я, который может подскочить под влиянием комплимента и упасть вследствие критики. Сравнительно адекватные оценки можно сделать только на основе суммарной информации о месяцах или годах жизни. Например, детальная история функциональных сдвигов внутри семьи на протяжении ряда лет способна раскрыть довольно четкий паттерн относительных уровней дифференциации членов семьи и их взаимодействий друг с другом.

Хотя шкала позволяет численно выразить различия между людьми в их уровнях дифференциации, жизненные стили тех, чьи показатели различаются лишь несколькими единицами, могут быть настолько различны, что эти люди никогда не выберут друг друга для личных отношений. Многие формы жизненного опыта могут повысить или понизить функциональный уровень «я», но мало что может изменить базисный уровень дифференциации, приобретаемый человеком в его родительской семье. В отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств базисный (истинный) уровень дифференциации, полученный в родительской семье, далее закрепляется в браке, после чего возможны лишь функциональные изменения, которые, однако, могут быть поразительны. Например, жена, имеющая изначально такой же функциональный уровень дифференциации, как и у мужа, в дальнейшем, в стремлении приспособиться к нему может «отдать» свое псевдо- «я», и снизить уровень своего функционирования вплоть до заболевания алкоголизмом. Тогда она будет функционировать намного ниже своего исходного уровня, а муж – соответственно выше собственного исходного уровня. В ряде случаев эти функциональные уровни бывают настолько устойчивы, что неопытный исследователь может принять их за истинные , базисные уровни.

 

Новости общества

  • 08 Ноябрь 2024 Видеозапись открытого собрания 31.10.24
  • 30 Октябрь 2024 «СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
  • 17 Октябрь 2024 Открытое собрание общества 31 октября
  • 04 Октябрь 2024 Видеозапись открытого собрания 26.09.24
  • 24 Сентябрь 2024 Открытое собрание общества 26 сентября в 19:00
Все новости