ОЦЕНКА СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ
ТЕОРИИ БОУЭНА
(конспект статьи)
Процесс оценки семейной системы - критически важный этап семейной терапии, основанной на теории Боуэна. Его непосредственная цель - получение фактов и выявление паттернов, характерных для данной семейной системы. Это могут быть, например, паттерны взаимодействия, или передачи каких-то особенностей от одного поколения другому, или социального функционирования. В результате должно быть построено некое семейное “поле”, в котором каждый индивид имеет опредеденную роль, или функцию, и, исходя из которого, возможно разработать интервенцию,направленную на помощь одному или нескольким индивидам в модификации их позиции в семье. Иначе говоря, оценка семейной системы - способ организации клинических данных в связную картину эмоционального фунционирования семьи. Это - качественный ориентир, а не количественный.
Объект оценки - не просто ядерная семья, а так называемая межпоколенческая семейная эмоциональная система, составленная из перекрывающихся эмоциональных полей ядерных и расширенной семей. Таким образом, должно быть исследовано не менее трех поколений. Под “эмоциональными полями” имеются в виду потоки автоматических реакций членов семьи на изменения в “совместности” и “отдельности”, то есть в дистанции между ними - иначе говоря, некие психологические силы притяжения и отталкивания. Поле влияет на эмоциональное функционирование каждого члена семьи. Согласно Боуэну, поле первично, индивидуальные реакции вторичны. Поле выражается, в частности, в предсказуемости реакций членов семьи друг на друга.
Для того, чтобы оценить семейную систему, необходимо собрать информацию по истории семьи. Для получения базовых фактов обычно достаточно одной-двух сессий, но весь процесс исторического исследования может потребовать и больше времени. Беседы ведутся, как правило, с одним из супругов или с супружеской парой. Информации заносится на генограмму.
Терапевт не должен забывать, что он имеет дело с живыми людьми, к тому же находящимися в данный период в состоянии стресса.Важно, чтобы он объяснил семье важность сбора информации о семейной истории и построения генограммы, а также чтобы во время своих изысканий не терял внимания к актуальному состоянию членов семьи к их потребности обсуждать проблему, которая привела их в терапию именно сейчас.
Ниже приводится примерный план сбора данных по семейной истории.
1. Выяснение состава ядерной и расширенной семей, а также пола, возраста, имен, профессий или мест учебы членов семьи, а также других идентифицирующих данных.
2. Взгляд членов семьи - индивидов или пары - на предъявляемую проблему; в частности, их представление о времени начала текущих симптомов, а также об истории проблемы и времени проявления связанных с этой историей симптомов.
3. Сбор информации о ядерной эмоциональной системе:
- встреча (когда, где, как), ухаживание, значимые события в тот период;
- заключение брака: когда, где, как, кто присутствовал, отношение членов родительских семей;
- значимые события в ядерной семье со времени заключения брака: переезды, болезни, рождение детей, смерти, разводы, смены работы (все отмечается на генограмме)
4. Сбор информации о расширенной семье:
- у каждого из супругов выясняется, какие существенные события произошли в период после оставления им родительского дома и до вступления в брак;
- паттерны, характерные для личной жизни, целеполагания, профессионального развития, получении образования;
- значимые события в обеих родительских семьях до и после ухода из дома члена рассматриваемой ядерной семьи;
- истории сиблингов, важные треугольники;
- отношения родителей - их встреча, их брак, значимые события их жизни.
Построение генограммы для родительских семей мужа и жены.
Следующий этап - анализ собранной информации. При этом желательно оценить следующее:
- развитие симптома в ядерной семье, его первое проявление и хронология;
- стадия семейного цикла ядерной семьи;
- узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейный организм может стать более открытым, или более закрытым, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (ядерной и расширенной эмоциональных системах);
- паттерны и темы, присутствующие в семейных полях;
- уровень дифференциации семейных эмоциональных полей.
Даты истории симптома должны быть соотнесены с узловыми событиями и стадиями семейного цикла.
Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники, однако главные характеристики каждой стадии связаны с добавлением или убавлением членов ядерной семьи.
Существенно также понятие “узловой точки” - узлового события в семье, совпадающего в появлением симптомов у ребенка.
Возможные узловые события
- рождение ребенка
- поступление в школу
- смена школы
- переезд семьи в другую геогр. точку
- супружеская сепарация
- развод
- повторный брак
- стресс на работе
- безработица
- религиозные ритуалы инициации
- физические изменения
- болезнь
- смерть
Паттерны и темы в ядерной и расширенной семьях взаимосвязаны. Они описывают типологию симптомов, конфигурации слияний и эмоциональных разрывов, значимые треугольники, процессы проекции, передачу дифференцированности / недифференцированности, корреляции узловых событий в ядерной и расширенной семьях.
Что касается уровня дифференциации, то его определение затруднено миграциями “псевдо-я”, или функционального я, в семье, т. е. реципрокностью гипер- и гипофункциональности. Имеется в виду, что кто-то из членов семьи может демонстрировать, например, высокую эффективность функционирования, только тогда, когда кто-то другой в семье, наоборот, пассивен и зависим. “Твердое я”, то есть подлинная автономия и зрелость, может быть оценено лишь при исследовании долгого периода времени - подробной истории жизни, включая семейные и социальные отношения, образование и карьеру. При этом существенно следующее:
- количество и качество индивидуального целенаправленного поведения по сравнению с тем и другим адаптивного, нецеленаправленного поведения;
- количество и качество дифференцированных “я-позиций” по сравнению с тем и другим недифференцированных “мы-позиций”;
- количество и качество мыслительной объективности по сравнению с тем и другим эмоциональной реактивности.
Таким образом, оценка семейной системы по Боуэну - весьма сложный процесс, требующий учета множества детерминантов, среди которых трудно бывает различить главные и второстепенные. Однако задача терапевта может быть облегчена учетом некоторых специфических факторов, помогающих ему адекватно сфокусировать внимание. К их числу относятся следующие данные и закономерности:
- Узловые события, коррелированные с датами, касающимиися текущей ситуации ( но говорить об этом следует осторожно);
- Чувства и фантазии членов семьи, касающиеся начала проявления симптома.
- Фантазии матери до и в течение беременности, а также при родах. Если повышенная озабоченность матери ребенком началась еще во время беременности, это указывает на более интенсивный процесс проекции, чем если бы он начался позже, в связи с каким-либо узловым событием.
- Сходство треугольников в ядерной семье с треуголниками в родительских семьях и в терапевтической ситуации.
- На основании сиблинговой позиции и общего уровня семейного функционирования можно относительно точно сделать вывод о личностном профиле индивида.
- Жизненный стиль родительской семьи проявляется в ядерной семье и в терапевтической ситуации путем взаимодействия процессов межпоколенческой передачи со стороны отца и матери.
- Чем больше эмоциональный разрыв с родительской семьей, тем больше симптомов возникает в ядерной семье.
- При быстром развитии симптомов вполне вероятно, что они есть реакции на некие нарушения в расширенной семье. В этом случае прогноз хороший. Если симптомы развиваются медленно, в течение долгого времени, они обычно происходят от дисфункции в ядерной семье, формировавшейся в течение долгого времени.
- Чем ниже общий уровень дифференцированности в семье, чем чаще и интенсивней проявляется феномен эмоциональных волн, то есть ряд тревожащих узловых событий, “пронизывающих” семейную систему.
- Чем ниже уровень дифференцированности, тем труднее мотивировать индивида к работе над базовым личностным изменением - он больше живет в мире чувств, чем в мире мыслей. У него выше эмоциональная зависимость от других и слабее способность пожертвовать сиюминутным комфортом ради достижения нового понимания.
- Симптом - это форма недифференцированного ответа на тревожную ситуацию; обычно в семье существует больше одной такой формы, то есть больше одного симптома, причем
1) Прогноз хуже всего, когда весь процесс проекции сосредоточен на одном ребенке или у одного из супругов развивается болезнь ( это свидетельствует об интенсивности процесса проекции);
2) Прогноз ухудшается в том случае, если семья выражает свою недифференцированность посредствои лишь одного механизма;
3) Если наблюдается флуктуация между тремя симптомами, каждый из них не столь фиксирован, и это указывает на лучший прогноз изменений.
- Наилучший шанс радикальных изменений имеется при наличии потенциала открытой коммуникации и наличии отношений с родительской семьей.
- Наилучший прогноз в работе с семьей имеет место при работе с
а) наиболее высоко функционирующими индивидами;
б) с теми, кто хочет изменить свою позицию в семейной системе;
в) с тем, кто “преследует”, а не с тем, кто дистанцируется.
При оценке семейной системы на основе теории Боуэна терапевт решает на самом деле целый ряд задач не только диагностического, но и непосредственно терапевтического характера. Например, сам процесс семейной оценки “обеззараживает” проблемы благодаря тому, что помещает их в контекст поля, включающего 3-4 поколения. Семья получает возможность как бы наблюдать себя со стороны. В ходе оценки терапевт также может определить, кто наиболее мотивирован работать и какой уровень изменения может быть достигнут.