Теория Мюррея Боуэна.
Эмоциональная система ядерной семьи
Эмоциональная система ядерной семьи. Эта эволюционная концепция описывает паттерны эмоционального реагирования, которые развертываются, начиная с планов вступления в брак, и затем воплощаясь в браке – в отношениях с родительскими семьями, в процессе приспособления супругов друг к другу до рождения детей, их дальнейшей адаптации к отношениям в триаде, а также к появлению следующих детей. Фундаментальную роль в определении интенсивности этих паттернов играет уровень дифференциации «я» супругов. Ранее для описания эмоциональной «слитности», или слияния, в ядерной семье я использовал термин недифференцированная семейная эго-масса. В приложении к ядерной семье этот термин вполне точен, но в отношении того же феномена в расширенной семье он был бы уже не столь хорош, а для эмоциональных систем в организациях, или в социальных системах, – просто неудачен. Поэтому позднее для обозначения триангулярных эмоциональных паттернов в рамках любых относительно близких отношений стал применяться термин эмоциональная система, с дополнительным указанием локализации системы (например, эмоциональная система ядерной семьи.
Степень эмоционального слияния супругов определяется уровнем дифференциации «я». От того, как супруги обходятся с этим слиянием, зависит, в каких областях жизнедеятельности недифференцированность окажется как бы растворенной, а в каких областях в ситуации стресса неизбежно возникнет симптом. Вообще симптомы в ядерной семье могут выступать в трех областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Одна из этих трех областей или их любое сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности, свойственной супругам. В некоторых браках основная ее доля приходится на одну область, в то время как на двух других лишь отражаются последствия ее «поражения». Но большинство семей используют комбинацию этих областей.
Супружеский конфликт происходит в том случае, когда ни один из партнеров не желает «сдаваться» другому в слиянии, или когда тот, который уже «сдался», то есть занимает подчиненную позицию, отказывается продолжать в том же духе. Конфликты «впитывают» большие количества недифференцированности.
Один из наиболее распространенных механизмов слияния двух псевдо-я в одно общее «я» состоит в том, что один из партнеров жертвует собственное псевдо-я в этот «общий котел», в то время как другой черпает из него, достигая более высокого уровня функционирования. Это позволяет избегать конфликта и достигать в отношениях большей близости. Доминирующий партнер, чье «я» «прибавилось», зачастую не осознает проблемы подчиненного партнера, отдавшего долю своего «я». Подчиненный является кандидатом на дисфункцию, которая может принять форму физического или эмоционального заболевания, а также социальной инвалидизации в результате, например, злоупотребления алкоголем или асоциального поведения. Дисфункцию, которая служит контейнером недифференцированности, трудно устранить. Как уже говорилось, обычно она обнаруживается у одного из супругов, в то время как функционирование другого благодаря эмоциональному взаимодействию укрепляется. Дисфункция одного из супругов может поглотить большую долю недифференцированности, что защищает от симптомов другие сферы жизни семьи.
Третий путь – проекция родительской недифференцированности на одного или более детей. Я полагаю, что в той или иной степени это происходит в каждой семье. Этот механизм столь важен, что он рассматривается отдельно в нижеследующей концепции. Суть же того, что я хочу сказать здесь, заключается в следующем: ядерная семья должна абсорбировать определенное количество незрелости, или недифференцированности, которая до определенной степени подвижна и доступна смещениям, а в ситуации стресса может выливаться в симптоматику. Важно отметить, что в ряде случаев псевдо-я становится предметом заимствований и сделок между людьми одного уровня дифференциации.