А.Я.Варга*, И.Ю.Хамитова**

 

Теория семейных систем Мюррея Боуэна.

 

Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века – американский психиатр – Мюррей Боуэн.

            Мюррей Боуэн (31 01 1913 - 09 11 1990) родился в г. Веверли, штат Теннесси. Этот небольшой городок, расположенный примерно в шестидесяти милях к западу от Нэшвилла насчитывал в 1913 году приблизительно 1000 жителей. В своей семье Мюррей был старшим из пяти детей.

            Начальную и среднюю школу Мюррей заканчивал в Веверли, а затем в 1934 году, закончив Ноксвиллский Университет Штата Теннесси, получил степень бакалавра. В 1937 году Мюррей Боуэн заканчивает Медицинскую Школу в Мемфисе, Штата Теннесси. Затем следует интернатура по хирургии в Белевильской и в Грасландский больницах в Нью-Йорке (1938-1941).

       Окончив медицинское обучение, Боуэн был призван в армию. И с1941 по 1946 годы, то есть всю Вторую Мировую Войну, прослужил в США и Европе, пройдя путь от лейтенанта до майора. Опыт, полученный на войне способствовал тому, что область его интересов всё больше смещалась от хирургии к психиатрии. И когда, после окончания военной службы его пригласили в качестве практикующего хирурга в клинику Мейо, Боуэн принял решение специализироваться в области психиатрии.

            В 1946 году Мюррей Боуэн начинает специализироваться по психиатрии.

В 1954 году Боуэн на базе Национального Института Психического Здоровья начинает уникальную пятилетнюю научно исследовательскую работу по изучению семей со взрослым ребёнком шизофреником.

            В 1959 году Боуэн переходит на Медицинский Факультет Джорджтаунского Университета, где становится клиническим профессором и возглавляет программы психиатрической помощи семьям.

           В 1975 году Мюррей Боуэн основал Джорджтаунский Семейный Центр, бессменным директором которого он оставался до самой своей смерти. Кроме того, практически всё это время он занимался частной практикой.

            Все эти годы Боуэн чрезвычайно активно занимался и преподавательской деятельностью. Как приглашённый профессор он преподавал в ряде медицинских школ, включая Университет в Мэриланде (1956-1963), Медицинский Колледж в Вирджинии(1964-1978).

            Мюррей Боуэн - учёный, исследователь, преподаватель, клиницист, посвятивший всю свою жизнь изучению человеческого поведения и рассматривавший человека в контексте всей его жизни. Боуэн активно участвовал в работе профессиональных организаций. Он был членом: Американской Психиатрической Ассоциации, Американской Ассоциации Онтопсихологии и Группы Продвижения Психиатрии. в течении двух сроков он возглавлял Американскую Ассоциацию Семейной Психотерапии.

            Благодаря усилиям Мюррея Боуэна, его вере в новую идею, его смелости идти против господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознаграждён новой психологической теорией, радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт.

В любом системном подходе утверждается, что семья- это социальная система, законы функционирования которой лежат в основе нормы или патологии семьи и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако, если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на эмоциональном функционировании семьи. М. Боуэн вводит понятие эмоциональной системы. Эмоциональная система – это сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всем животным, по крайней мере начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства и поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой             «В широком смысле слова термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют организмом в его окружении. В таком случае эмоция включает генетические факторы, приобретенные в опыте механизмы и функциональное состояние организма на каждый данный момент. Например, все живые существа каким-либо образом присваивают питательные вещества. Тип их поведения при этом во многом определяется тем, едят ли они сами, или их едят. Функциональное состояние особи определяет непосредственное поведение, а постоянная потребность в получении пищи определяет типы и репертуары движений в больших интервалах времени. Например, функциональное состояние организма определяет, кормится животное или отдыхает. Миграции и территориальное поведение тоже являются продуктами функционального состояния, возникающего в ответ на условия внешней среды. Такую организацию непосредственного и долговременного поведения уместно называть эмоциональной.» ( D.V.Papero, «“The Family as a Unit” in Bowen Family Systems Theory»ch. 2 pp.21-36, Boston, Allyn and Bacon, 1990).

В теории М.Боуэна много внимания уделяется эволюционным аспектам функционирования людей. Именно особенности эмоциональной системы семьи (организации, общества) определяют отношения людей в этой семье (организации, обществе).

Человеческая семья может быть описана как “эмоциональное поле”. Термин «поле» показывает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создаёт эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь влияет, на каждого. Это аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может “увидеть” гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят своё поведение в зависимости от реакций друг на друга.» (Kerr M.E. & Bowen, M., “The Emotional System” in Family Evaluation. N-Y,Norton &Company, 1988). Эмоциональная система регулируется двумя противоположно направленными силами – стремлением к совместности, в пределе к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью поведения, преобладанием аффекта над интеллектом. В системной теории Мюррея Боуэна выделяются два параметра – уровень тревоги и дифференциация «Я». Тревога это базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, находящиеся в высоко тревожной системе развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. В человеческой семье наиболее распространены 4 паттерна: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребёнка симптоматическое поведение одного из супругов. Не смотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, функция у всех этих процессов одна – снижение тревоги. Уровень тревоги системы своего рода наследственная характеристика, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей. Человек, в отличие от животных, способен использовать интеллектуальную систему. Она позволяет вести себя разумно, даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, при принятии решений учитывать прежде всего цели и принципы.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства ( субъективное ) и мысли ( объективное ). Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Они не в состоянии различить субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лищь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть – концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум. » Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому в какой степени он в состоянии различать процессы связанные с чувствами и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека тем менее он способен делать такие различения. (Bowen, M. «Family Therapy in Clinical Practice» New York: Jason Aronson 1978.

Далее Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства – часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого ( то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы - части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная чем качественная» (Bowen, M. «A Family Concept of schizophrenia», 1957).

Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

25

50

75

100

слияние

 

 

дифференциация

 

 

                                                                      

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются .

Хотя Боуэн отмечал, что разделение между эмоциями и интеллектом может быть только относительным, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в большой степени свободны от проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным.

Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. Но они плохо адаптируются к жизни, и если у них появляются дисфункции - это состояние может стать хроническим . Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить интеллектуальное функционирование даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

В теорию Мюррея Боуэна входит 8 концепций:

  1. Концепция       о дифференциации Я. В этой концепции описываются эмоциональная и интелектуальная системы человека, вводятся понятия дифференциации, псевдо Я ( ложное Я, легко изменяемое, подверженное влияниям извне, конформное, не имеющее убеждений и принципов, содержание которого определяется или стремлением соотвтетствовать ожиданиям, получать одобрение и принятие или бессмысленным бунтом) и твердое, истинное Я ( мало подверженное внешним влияниям, определяемое ценностями, принципами и внутренней этикой) , а также описывается шкала дифференциации.
  1. Концепция о триангуляции. В ней описывается ээмоциональный процесс между двумя людьми или группами приводящий в ситуации повышенной тревоги к тенденции вовлечения третьего. Цель вовлечения третьего – снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) В схематичном виде процесс выглядит так: жена поссорилась с мужем, и эмоционально объединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получает эмоциональную поддержку от нее. Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним «против» матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребёнка при возрастании напряжения в родительской диаде.
  2. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения.Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое и эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам. Люди в семье находятся друг с другом в отношениях взаимозависимости, и реагируют на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, на отвержение обычная автоматическая реакция – увеличение дистанции_ от физического ухода до перехода на формальное общение. Эмоциональная реактивность является медиатором в отношениях. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяется уровнем дифференциации Я. Ситуации стресса могут вызывать появление симптомов в трёх областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Одна из этих трех областей или какое-либо их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности свойственной супругам.
  3. Концепция о проективных процессах в семье описывает процесс, посредством которого родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. Триангулированный ребенок – тот, на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Он более всего включён в процессы взаимоотношений родителей, слишком сосредоточен на них в ущерб решения задачи – построения собственной идентичности. В результате, он менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с сиблингами уровень диффернциации Я. Например, деловые отношения между мужем и его братом могут постоянно «подпитывать» тревогу   в семье. Жена может считать, что ее шурин в бизнесе имеет преимущество над мужем. Поэтому жена часто может давить на мужа, чтобы он «взял верх» над своим братом. Такие «разговоры» могут приводить к периодам напряженного молчания и дистанцирования. Эта напряженность может отразиться на ребенке – например, он страдает энурезом.  
  4. Концепция о многопоколенной передаче является одной из важнейших концепций теоретической системы Боуэна и описывает проективный процесс в семье проходящий через многие поколения. Процесс, в результате которого родители передают детям разные уровни недифференцированности. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят способы прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определённый «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, нередко повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие способы адаптации она использует, и избежать повторения неприятных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией
  5. Концепция об эмоциональном разрыве описывает паттерн, определяющий то, как люди обращаются со своими незавершенными эмоциональными привязаностями.

Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах. Это и эмоциональный разрыв, связанный с социальной ситуацией, например жена репрессированного порывает с ним все контакты, и в то время, когда он был в тюрьме и лагере, и потом, когда он вышел, потомки считают его умершим, или пропавшим, он становится фигурой умолчания, история эта - семейным секретом. Это и «унаследованный» эмоциональный разрыв, когда у бабушки и ее сестры (обе уже покойницы) давно-давно произошла ссора и они прекратили всякое общение, а их потомки не общаются друг с другом, чувствуют негативные эмоции, но не знают, почему. Выразительная иллюстрация эмоционального разрыва в социальной группе это отстутствие контактов между студентами Анны Фрейд и студентами Мелани Кляйн в течение более 20-ти лет, после того, как эти профессора умерли. Самый часто встречающийся случай эмоционального разрыва связан с невозможностью соотвтетствовать ожиданиям. Допустим, человек имеет идеализированные представления о своих родителях и испытывает чувство вины, что не оказался «более достойным сыном/дочерью». Когда такой человек встречается со своими родителями, он/она стремится изо всех сил соответствовать тому образу, который, как он думает, соответствует их представлениям, более всего успокоит и поддержит их, и, как следствие, он и сам начнет чувствовать себя спокойнее. Стремление быть кем-то, кем на самом деле не являешься для того, чтобы избежать напряжений во взаимоотношениях, приводит к эмоциональному разрыву.

  1. Концепция о позиции сиблингов описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье . Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции. Эти функции выполняются конкретными людьми в семейной системе . Когда один человек выполняет определенные функции, то другие члены семейной системы не будут их исполнять. Человек рождается в определенной сиблинговой позиции . Благодаря рождению в конкретной позиции, человек принимает на себя и те функции, которые связаны с этой позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, а его личность – по мере своего развития - в свою очередь, оказывает обратное влияние на содержание его функционирования. Например, не все старшие братья (своих братьев) по своим личностным качествам похожи друг на друга. Зрелый, хорошо развитый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность, но не пытается контролировать или вмешиваться в дела других людей, подавлять их. Он позволяет другим брать ответственность на себя. В отличие от этого, незрелый старший брат может оказаться догматичным и властным лидером, не способным уважать права других людей. В подобных случаях у него может быть младший брат , который в реальности становится «функциональным» старшим братом. Этот «функциональный» старший ребенок имеет больше характеристик именно старшего (брата или сестры), чем ребенок, старший по времени рождения. Степень, в которой профиль личности соответствует «нормальному», позволяет узнать уровень дифференциации данной семьи. Например, ответственный, с низким уровнем тревожности старший ребенок – в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье. И наоборот, гипофункциональность старшего ребёнка свидетельствует о низкой степени дифференциации. Кроме того, степень, в которой люди соответствуют профилям, позволяет предсказать, какая степень слияния будет у супругов в браке и какие эмоциональные процессы в ядерной семье будут преобладать.
  2. Концепция о социальной регрессии гласит: эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе так же как и в семье есть периоды повышения тревоги. В обществе существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма, и затем тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе,тем более явственно наблюдается социальный регресс – аналог низкого уровня дифференциации в семье. Популизм во внутренней политике, агрессивность во внешней политике, варварское отношение к экологии, рост числа экстремистских группировок – признаки социального регресса в обществе. Россия на рубеже 19 - 20 веков, Гитлеровская Германия, Америка времен Вьетнамской войны – примеры регрессивных социумов.

 

Теория Мюррея Боуэна развивается. Существуют профессиональные объединения его последователей и обучающие центры. Одни из крупнейших центров, осуществляющих обучающие тренинговые программы – Западно – Пенсильванский Семейный Центр, находящийся в Питтсбурге и Массачусеттский Теоретический Боуэновский Центр.

В Москве в течение двух лет работал практический семинар по изучению теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семинар был организован Обществом семейных консультантов и психотерапевтов. Преподаватели – Кэтрин Бэйкер *и Питер Тайтельман**, ученики Мюррея Боуэна.

Некоторые российские коллеги продолжили обучение в Западно – Пенсильванском Семейном Центре в Питтсбурге.

В издательстве Когито-Центр готовится к изданию сборник переводов основных трудов Мюррея Боуэна и его ближайших сотрудников и учеников. Вниманию читателей журнала «Психотерапия» предлагается серия публикаций тех статей Мюррея Боуэна, которые не вошли в сборник, но представляют несомненный интерес и адекватно представляют теорию семейных систем. Это первые публикации трудов Мюррея Боуэна на русском языке. Далее предлагается отрывок из изданной в1978 году книги Мюррея Боуэна «Семейная терапия в клинической практике».(Bowen, M. «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson1978).

Мы приводим в сокращённом варианте главу «О дифференциации Я», при этом максимально стараясь сохранить авторский стиль.

 

 

Мюррей Боуэн.

О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ «Я»

Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978

Переводчик Т.Драбкина, публикацию подготовили А.Я.Варга и И.Ю.Хамитова.

 

           Цель данного сообщения – представить теорию и метод психотерапии, основанный на теории дифференциации.

Теоретическая основа                                                                                                                     

Общее описание. Теория в целом состоит из шести взаимосвязанных концепций*из которых на данный момент обсуждалась лишь одна, «треугольник». Согласно этой концепции, «треугольник» (система из трех человек) представляет собой «молекулу» всякой эмоциональной системы, будь то семья или более крупная социальная система. . Треугольник – это минимальная система стабильных отношений. Система состоящая из двух человек нестабильна, и в ситуации стресса стремится сформировать треугольник. Более трех человек образуют систему, состоящую из пересекающихся треугольников. Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении, не прекращающемся ни на минуту. Это движение обусловлено серией цепных реакций, таких же автоматических, как рефлексы. Знание того, как функциониуют треугольники позволяет их модифицировать путем изменения функции одного участника треугольника. Если центральный треугольник изменяется и при этом остается в контакте с другими треугольниками, то автоматически изменится вся система. Собственно говоря, система целиком может измениться в ответ на изменение в любом треугольнике, но более периферический и менее значимый треугольник ей легче игнорировать. Другие концепции теории описывают паттерны отношений в семейной системе как целом, устойчиво функционирующие на протяжении многих лет., Дальнейшая часть этого теоретического раздела посвящена концепции треугольников. Поскольку описываемый ниже клинический пример без этого знания не будет понятен.

Основополагающие принципы. Изначально, мои усилия были направлены на то, чтобы сделать психотерапию максимально научной и предсказуемой. В ранние годы моей работы в психиатрии мне не нравилось, что «интуиция» и «клиническое суждение» могли использоваться для изменения плана психотерапии или других форм психиатрического лечения. Особенно вопиющие примеры связаны с теми моментами , когда эмоционально реагирующий персонал встречается для изменения плана психотерапии, - изменения, основанного более на «чувстве» и «клинических догадках», чем на научном знании и теоретических принципах. Для психотерапевтов самым обычным делом является осуществление воздействий , мотивированных скорее эмоциональным восприятием ситуации клиента и субъективностью, чем клиническим фактом и объективностью.

Теория была разработана в ходе семейных исследований. Сначала в фокусе моего внимания были   симбиотические отношения между матерью и ее ребенком, страдающим шизофренией Первая исследовательская гипотеза, основанная на годах предшествующего клинического опыта, рассматривала возникновение и развитие шизофрении как побочный результат диадных отношений между пациентом и его матерью. Гипотеза была разработана столь подробно, что предсказывала каждую проблему отношений и каждую клиническую ситуацию. . Для каждой клинической ситуации были созданы свои психотерапевтические принципы и техники. Гипотеза также предсказывала изменения, которые могут произойти в ходе психотерапии. Если данные исследований не согласовывались с гипотезой, она модифицировалась так, чтобы прийти в соответствие с новыми фактами, и поводу результатов психотерапии составлялись новые прогнозы.

Исходная гипотеза по поводу отношений между пациентом и его матерью оказалась удивительно точной в предсказании деталей отношений в данной диаде, однако она полностью игнорировала наблюдения, касающиеся отношений этой пары с другими людьми. Чтобы учесть влияние отца была сформирована расширенная гипотеза. Затем к исследованию были привлечены новые семьи с отцами, и в соответствии с этой гипотезой был разработан метод семейной психотерапии. Гипотетически было предположено, что паттерны отношений, наблюдаемые в этих семьях специфичны именно для этого заболевания. Однако когда стало возможно наконец «увидеть» паттерны в шизофренических семьях, те же самые паттерны обнаружились в менее интенсивной форме и у людей с меньшими эмоциональными нарушениями. Мы смогли увидеть эти паттерны даже в «нормальных» семьях, у персонала, у самих себя. Это привело к изменению направления исследования, которое теперь стало включать в себя людей и семьи с менее выраженными клиническими проблемами или вообще без них. Открылись новые горизонты для новых гипотез. Поскольку люди с менее серьёзными проблемами в ходе семейной психотерапии изменяются быстрее, то новые наблюдения и дальнейшие изменения гипотез также стали происходить быстрее. Представленная здесь теория является, таким образом, презентацией исходной исследовательской гипотезы, сотни раз подвергавшейся модификациям и расширениям, с каждой модификацией множество раз проверявшейся внутри и вне клинической ситуации. Когда система теоретического мышления достаточно точна, чтобы не требовать дальнейшей значительной модификации, в описании и прогнозировании человеческого феномена, и может объяснять как соответствия, так и расхождения, тогда она называется «концепцией». Использование термина теория здесь было бы неуместно. Этот термин используется для обозначения полной теоретической системы, включающей несколько согласующихся между собой концепций.

Теоретические концепции

Эта теория семьи состоит из шести существенных взаимосвязанных концепций. Каждая из них будет описана в такой мере, чтобы она могла быть понята как часть полной теории. Те концепции, которые наиболее важны для данной презентации, будут описаны более подробно. Обсуждение треугольников будет дано последним.

Шкала дифференциации «я». Эта шкала представляет собой попытку расположить на одной оси все уровни человеческого функционирования, от низших до высочайшего потенциального уровня. В широком смысле это сходно со шкалой эмоциональной зрелости, но здесь речь идет о факторах, отличных от концепций «зрелости». Наша шкала устраняет необходимость понятия «нормы». Она не имеет никакого отношения к эмоциональному здоровью или болезни, а также к психопатологии. Человек может иметь низкий показатель по этой шкале, но сохранять в своей жизни состояние эмоционального равновесия без каких-либо симптомов психопатологии, и, с другой стороны, может иметь несколько более высокий показатель, но развить патологическую симптоматику в условиях тяжелого стресса. Однако, люди с более низкими показателями легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются, в то время как более высокие показатели связаны с тенденцией к большей гибкости и способностью к адаптации. Шкала не имеет прямой корреляции с интеллектом или социоэкономическим статусом. Существуют интеллектуально яркие люди с низкими показателями по шкале и не столь яркие с показателями много более высокими. Большинство представителей низшей социоэкономической группы имеют низкий показатель по шкале дифференциации, но среди них есть и такие, у которых он весьма высок, а также встречаются представители богатых классов с низким уровнем по шкале.

Шкала оценки уровня дифференциации «я» начинается от самого низкого уровня «недифференцированности», соответствующего 0 по шкале, и завершается максимальным теоретическим уровнем «дифференциации», соответствующим 100 на шкале. Чем выше степень недифференцированности (не-я), тем больше эмоциональное слияние с другими в одно общее «я» (недифференцированную эго-массу). Слияние происходит в контексте личностных или иных ( деловых, соседских, и пр. ) отношений с другими и достигает максимальной интенсивности в браке, где всегда много эмоциональной взаимозависимости . Стиль жизни, мышление, паттерны эмоционального поведения людей на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации. В условиях эмоциональной близости, в браке два частных «я» сливаются в одно общее «я»; степень слияния зависит от базисного уровня дифференциации супругов до брака. Оба партнера стремятся к эмоциональному блаженству слияния, но сохранять равновесие этого слияния чрезвычайно трудно. Обычно одно из «я» в общем «я» становится доминирующим, в то время как другое – подчиненным, или приспосабливающимся . Иными словами, доминирующее «я» достигает более высокого уровня функциональности и выглядит «сильнее» за счет приспосабливающегося партнера, который отдал свое «я» и стал функционально «слабее». Приспосабливаясь к слиянию, супруги используют ряд механизмов. Эти механизмы будут обсуждаться в связи с концепцией, описывающей эмоциональную динамику ядерной семейной системы. Чем ниже уровень дифференциации, или «базисных я», супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической будет инвалидизация одного или двух супругов при отказе механизмов адаптации.

Шкала дифференциации «я» есть попытка оценки уровня твердого, истинного «я» личности. Твердое, истинное «я» – это определенное качество, иллюстрируемое такими утверждениями «я-позиции», как «Это мои верования и убеждения. Это то, что я есть, кто я есть, и что я буду делать, и что не буду.» Твердое «я» может быть изменено изнутри «я» на основе новых знаний и опыта. Твердое, истинное «я» не может служить предметом сделок в системе отношений в том смысле, что оно не может быть изменено путем принуждения или давления, или ради получения одобрения, или ради усиления своей позиции по отношению к другим. Существует другой уровень «я», подвижный и изменчивый, называемый мной «псевдо-я», который затрудняет установление твердых ценностей истинного «я» и наилучшим образом иллюстрируется тем, как человек приспосабливается к различным функциональным позициям. Псевдо-я –формируется для приспособления к окружающей среде и состоит из множества разнородных фактов убеждений, установок, принципов, разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Она создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Псевдо-я, приобретенное под влиянием системы отношений, может быть предметом сделок в системе отношений. Псевдо-я под эмоциональным влиянием момента может усваивать производящую благовидное впечатление философию, но столь же легко оно может ассимилировать и противоположную философию, чтобы противостоять системе отношений. Именно псевдо-я сливаются друг с другом, растворяясь одно в другом в период эмоциональной близости .. Люди, показатели дифференциации которых находятся на нижнем конце шкалы, во взаимоотношениях с другими часто находятся в таком интенсивном процессе заимствования, торговли, обмена псевдо-я, что определить их показатель по шкале возможно лишь на основе наблюдений на протяжении месяцев, лет или исходя из паттерна целой жизни.

Люди с показателями дифференциации, находящимися на нижней половине шкалы живут в мире, управляемом чувствами, - чувства и субъективность большую часть времени доминируют в нем над объективным рациональным процессом. Эти люди не отличают собственное переживание от объективного факта; основные жизненные решения у них основаны на «чувстве» правильного. Первостепенные жизненные цели связаны с любовью, счастьем, комфортом и безопасностью; ближе всего эти цели к достижению тогда, когда отношения с другими находятся в равновесии. Столь большое количество жизненной энергии затрачивается ими на поиск любви и одобрения или на то, чтобы атаковать другого, который этого не дает, что мало ее остается на целенаправленную самостоятельную активность. Они не различают «истину» и «факт»; наиболее точным выражением истины для них является внутреннее эмоциональное состояние. Тот человек считается искренним, кто непосредственно демонстрирует свои   эмоциональные переживания. Для них крайне важен мотив – «давать и получать» любовь, внимание и одобрение. Пока система отношений находится в комфортном равновесии, жизнь таких людей может протекать бессимптомно. Дискомфорт и тревогу приносят события, нарушающие или ставящие под угрозу систему отношений. Хроническое нарушение системы отношений ведет к дисфункции и к высокому риску различных проблем, в том числе физических и эмоциональных заболеваний и социальных дисфункций. Люди с показателем уровня дифференциации в верхней половине шкалы имеют более высокий уровень твердого, истинного «я» и менее высокий – псевдо-я. Они располагают большим автономным «я»: в близких отношениях у них меньше выражена потребность в эмоциональном слиянии, им требуется меньше энергии для поддержания слитности, у них много энергии тратится на целенаправленную активность, и она приносит большое удовлетворение. Чем дальше мы продвигаемся вверх по шкале, тем больше обнаруживаем способность проводить различие между чувствами и объективной реальностью. Например, люди с показателями от 50 до 75 имеют определенные взгляды и убеждения по наиболее существенным вопросам, но они все же чересчур чувствительны к мнениям окружающим, и некоторые их решения основаны на чувствах, - в тех случаях, когда они опасаются неодобрения значимых других.

Согласно этой теории, для всех показателей шкалы ниже 100 свойственна некоторая степень «недифференцированной эго-массы» и в близких отношениях - некоторая степень слияния. Когда шкала была только разработана, показатель 100 отводился для индивидуума , которое было бы совершенно на всех уровнях эмоционального, клеточного и физиологического функционирования. Я ожидал, что какие-то необычные исторические фигуры или, может быть, даже живущие ныне люди будут иметь показатели около 95. Однако, опыт использования шкалы показал, что каждый человек имеет области хорошего функционирования и важные области плохого жизненного функционирования. Пока не удалось проверить шкалу на людях предельно высокого уровня, но мне представляется, что 75 – это очень высокий уровень, и что люди с показателем выше 60 составляют малую долю общества.

Характеристики людей с высоким уровнем дифференциации иллюстрируют важный аспект концепции. Эти люди имеют полную ясность по поводу различий между эмоцией и мыслью, и для них так же естественно принимать решения на основе мышления, как для людей с низким уровнем дифференциации – на основе чувств. Относительная разделенность мышления и эмоций ставит жизнь под значительно больший контроль направленного мышления, чего нет у людей с низким показателем по шкале, чья жизнь подчиняется приливам и отливам эмоционального процесса. В отношениях с другими люди с высоким уровнем дифференциации «я» располагают свободой выбора: заняться собственной целенаправленной деятельностью или потерять «себя» в интимности близких отношений с другим, - в отличие от людей с низким уровнем дифференциации «я», которые либо должны избегать любых отношений, чтобы автоматически не соскользнуть в дискомфортное слияние, либо пребывают в постоянном поиске «особых» близких отношений для удовлетворения эмоциональных «нужд». Человек с высоким показателем по шкале дифференциации меньше реагирует на похвалу или критику и имеет более реалистическую оценку собственного «я»; в то время как у человека с низким показателем дифференциации эта оценка оказывается значительно выше или значительно ниже реалистической.

Эта скала чрезвычайно важна как теоретическая концепция, способствующая пониманию человеческого феномена в его целостности, а также как надежный инструмент для общей оценки хода жизни и для предсказаний возможной будущей его направленности. Оценить этот показатель за короткий промежуток времени невозможно, поскольку у людей с низким его значением имеются большие колебания функционального уровня псевдо-я, который может повыситься от комплимента и упасть вследствие критики. Сравнительно адекватные оценки можно сделать на основе информации о месяцах или годах жизни. Например, детальная история функциональных сдвигов внутри семьи на протяжении ряда лет может раскрыть довольно четкий паттерн относительных уровней дифференциации членов семьи и их взаимодействий друг с другом. Шкала позволяет численно выразить различия между людьми в их уровнях дифференциации по шкале. Жизненные стили людей, чьи показатели различаются лишь на несколько единиц, настолько различны, что эти люди не выберут друг друга для личных отношений. Многие формы жизненного опыта могут повысить или понизить функциональный уровень «я», но мало что может изменить истинный уровень дифференциации, приобретаемый человеком еще в его родительской семье. В отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств истинный уровень дифференциации, полученный в родительской семье, далее закрепляется в браке, после чего возможны лишь функциональные изменения, которые, однако, могут быть поразительны. Например, жена, имеющая изначально такой же функциональный уровень, как у мужа, может в стремлении приспособиться «отдать» свое «я» вплоть до заболевания алкоголизмом. Тогда она будет функционировать много ниже своего исходного уровня, а муж – соответственно много выше собственного исходного уровня. Во многих случаях эти функциональные уровни являются настолько устойчивыми, что неопытный исследователь может принимать их за истинные уровни.

Эмоциональная система ядерной семьи Эта эволюционная концепция описывает паттерны эмоционального реагирования, развертывающиеся начиная с планов вступления в брак и затем воплощающиеся в браке, в отношениях с родительскими семьями, в процессе приспособления супругов друг к другу до рождения детей, их адаптации к отношениям в триаде и затем к появлению следующих детей. Фундаментальную роль в определении интенсивности этих паттернов играет уровень дифференциации «я» супругов. Прежде для описания эмоциональной «слитности», или слияния, в ядерной семье я использовал термин недифференцированная семейная эго-масса. В приложении к ядерной семье этот термин вполне точен, но в отношении того же феномена в расширенной семье он был бы не столь хорош, а для эмоциональных систем в организациях или в социальных системах – просто неудачен. Поэтому позднее для обозначения триангулярных эмоциональных паттернов в любых близких отношениях стал применяться термин эмоциональная система, с дополнительным указанием локализации системы, - например, эмоциональная система ядерной семьи.

Степень эмоционального слияния супругов определяется уровнем дифференциации «я». От того, как супруги обходятся с этим слиянием, зависит, в каких областях жизнедеятельности недифференцированность как бы растворена, а в каких областях ситуации стресса вызывают появление симптомов. Вообще симптомы в ядерной семье могут выражаться в трех областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Одна из этих трех областей или какое-либо их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности свойственной супругам.. В некоторых браках основная доля приходится на одну область, и две другие «включаются» лишь вследсвии её «поражения» Но большинство семей используют комбинацию этих областей. Супружеский конфликт происходит в том случае, когда ни один из партнеров не желает «сдаваться» другому в слиянии или когда тот, который уже «сдался», то есть занимает подчиненную позицию, отказывается продолжать в том же духе. Конфликты «впитывают» большие количества недифференцированности.

Один из наиболее распространенных механизмов слияния двух псевдо-я в одно общее я состоит в том, что один из партнеров жертвует свое псевдо-я в этот «общий котел», в то время как другой черпает из него, достигая более высокого уровня функционирования. Это позволяет избегать конфликта и иметь бóльшую близость. Доминирующий партнер, чьё «я» «прибавилось», зачастую не осознает проблемы подчиненного партнера, отдавшего долю своего «я». Подчиненный является кандидатом на дисфункцию, которая может принять форму физического или эмоционального заболевания, а также социальной инвалидизации в результате, например, злоупотребления алкоголем или асоциального поведения Дисфункцию, которая служит контейнером недифференцированности, трудно устранить. Обычно она имеется у одного из супругов, в то время как функционирование другого благодаря эмоциональному взаимодействию укрепляется. Дисфункция одного из супругов может поглотить большую долю недифференцированности, что защищает от симптомов другие сферы.

Третий путь – проекция родительской недифференцированности на одного или более детей. Я полагаю, что в той или иной степени это происходит в каждой семье. Этот механизм столь важен, что он описывается отдельно в нижеследующей концепции. Суть же того, что я хочу сказать здесь, заключается в следующем: ядерная семья должна абсорбировать определенное количество незрелости, или недифференцированности, которая до определенной степени подвижна и доступна смещениям и которая в ситуации стресса может выливаться в симптоматику. Важно отметить при этом, что псевдо-я может становиться предметом заимствований и сделок между людьми одного уровня дифференциации.

Процесс семейной проекции. Это процесс, посредством которого родители проецируют часть своей недифференцированности на одного или более детей. Наиболее частый вариант связан с поведением матери, позволяющем ей, «сфокусировавшись» на ребенке, справиться со своей собственной тревогой. . «Выбор» ребенка для этого процесса зависит от ряда факторов, среди которых – жизненный стиль родителей; случайные обстоятельства, такие, как травматические события, нарушающие жизнь семьи во время беременности или незадолго до или после рождения; специальное отношение к полу ребенка . Чаще всего встречается ситуация, когда один ребенок является реципиентом основной доли проекции, в то время как остальные дети сравнительно не затронуты ею. Ребенок, являющийся объектом проекции, эмоционально больше остальных привязан к родителям и вырастает с более низким уровнем дифференциации «я». Ребенок, находящийся более или менее вне процесса семейной проекции, может достичь более высокого уровня дифференциации, чем его родители.

Процесс межпоколенческой передачи. Эта концепция описывает паттерн, развертывающийся в течение ряда поколений и описывающий уровень дифференциации детей в семье по сравнению с родительским. Если ребенок имеет более низкий уровень дифференциации, чем его родители, и вступает в брак с партнером того же уровня, то в этом браке вырастет ребенок с еще более низким уровнем дифференциации, супруг которого будет иметь тот же уровень, что и он, и этот брак даст потомка с еще более низким уровнем дифференциации. Так от поколения к поколению этот процесс будет давать все более низкие уровни дифференциации. Согласно этой теории, в результате такого процесса могут возникать самые суровые эмоциональные проблемы, такие, как тяжелая ядерная шизофрения. Наряду с потомством, имеющим более низкий показатель по шкале дифференциации, вырастают также дети с теми же и более высокими показателями уровня дифференциации.

Профили сиблинговых позиций. Личностные профили каждой сиблинговой позиции, как они описаны Toman (1961), добавляют важную информацию к содержанию этой системной теории. . Я нашел профили Томана замечательно согласующимися с моими собственными наблюдениями «нормальных» сиблингов. В своей первоначальной работе Томан не изучал аномального» сиблинга, являющегося реципиентом процесса семейной проекции. Чем более интенсивен процесс проекции, тем с большей вероятностью этим реципиентом становится самый младший на тот момент ребенок, независимо от его сиблинговой позиции. При оценке семьи следует иметь в виду, что сиблинговая позиция каждого из родителей и то, насколько типичны для этих позиций их личностные профили, дает бесценную информацию об адаптивности* семьи к жизни, о действующих в ней эмоциональных силах и об уровне проработки проблем в семейной психотерапии. Треугольники. Концепция треугольников дает теоретическую схему для понимания функционирования минимального структурного элемента любой эмоциональной системы. Самое главное, что пошаговое исследование треугольников позволяет получать ответы, которые могут быть непосредственно использованы терапевтом или любым членом семьи для предсказуемого изменения функционирования эмоциональной системы. Паттерн функционирования в треугольнике является одним и тем же во всех эмоциональных системах. Чем ниже уровень дифференциации или чем значимее отношения, тем с большей интенсивностью он проявляется. При более высоких уровнях дифференциации и в более периферических отношениях этот паттерн проявляется слабее.

Эмоциональная система, образуемая двумя людьми, нестабильна: в ситуации стресса она сама трансформируется в систему из трех человек, или треугольник. Система, состоящая из более, чем троих участников, состоит из накладывающихся друг на друга треугольников. Вот некоторые характеристики функционирования отдельного треугольника. По мере того, как в диадной системе нарастает напряжение, один из партнеров начинает чувствовать себя все более дискомфортно с другим, и этот партнер «триангулирует» третьего человека, - например, рассказывая второму историю об этом третьем. Это снижает напряжение между двумя, смещая его в отношения между вторым и третьим. Треугольник в спокойном состоянии состоит из комфортной пары и аутсайдера. Привилегированная позиция – быть членом пары. Если у аутсайдера возникает напряжение, то наиболее вероятный шаг с его стороны – сформировать пару с одним из двух членов исходной пары, предоставив другому ее члену быть аутсайдером. Таким образом, силы в треугольнике находятся в постоянном движении. Когда треугольник находится в состоянии напряжения, предпочитаемой является внешняя позиция, которая означает: «Вы двое боритесь между собой, а меня оставьте в покое». Добавив эту ось, достижения близости - избегания напряжения, мы получаем более наглядную картину перемещения сил: каждый участник постоянно стремится получить немного более комфорта или уйти от напряжения, и каждый шаг одного требует компенсаторных шагов со стороны других. В состоянии напряжения, когда уже нет возможности удобного перемещения сил внутри треугольника, члены первоначальной пары находят более удобное третье лицо (триангулируют другого), в результате чего эмоциональные силы начинают циркулировать в новом треугольнике. Силовые круги прежнего треугольника замирают, но они могут быть вновь активизированы в любой момент. В периоды очень высокого напряжения система триангулирует все новых и новых аутсайдеров. Распространенный пример – семья в большом стрессе, использующая триангуляцию для вовлечения соседей, школы, полиции, клиники и целого спектра внешних людей для участия в семейной проблеме. В этом случае, за счёт уменьшения напряжение внутри семьи может реально создаться ситуация, когда семейное напряжение «разрешается» через внешних участников*. За большой промежуток времени в треугольнике формируются устойчивые конфигурации и функциональные позиции членов семьи по отношению друг к другу. Обычная картина состоит в том, что мать и ребенок образуют тесную пару, по отношению к которой отец является аутсайдером. В этом треугольнике смещение сил происходит буквально поминутно, но всегда будет наблюдаться одна и та же конфигурация. Характерным для треугольника является наличие двух позитивных сторон и одной негативной. Например, один из членов тесной пары позитивно настроен по отношению к аутсайдеру, а другой – негативно. Концепция треугольника позволяет гораздо более гибко понимать триадную систему, чем конвенциальные представления об эдиповом комплексе. Например, конфликт между сиблингами почти неизменно связан с треугольником, включающим мать и сиблингов, в котором мать позитивно относится к обоим детям, между которыми и разрешается конфликт Концепция треугольника содержит много больше ключей к модификации отношений сиблингов, чем дает эдипова теория. Даже в самом «фиксированном» треугольнике постоянно происходит смещение негативных и позитивных сил. Термин «фиксированный» обозначает наиболее характерную для треугольника позицию. Система из трех человек – это один треугольник, из четырех – четыре первичных треугольника, из пяти – девять первичных треугольников. По мере роста системы количество первичных треугольников быстро растет. Кроме того, имеется множество вторичных треугольников, возникающих, когда два или более членов семьи объединяются, чтобы образовать угол треугольника, связанного с определенной эмоциональной проблемой, пока эта проблема не перестанет быть наиболее интенсивной.

. Эмоциональные силы внутри треугольника действуют с предсказуемостью эмоционального рефлекса. Реактивность развертывается по типу цепной реакции: одна реакция предсказуемо следует за другой. Терапевтическая система основана на умении [одного из участников] точно наблюдать собственную роль и сознательно контролировать свою запрограммированную эмоциональную реактивность. Наблюдение и контроль одинаково трудны. Наблюдение невозможно, пока человек не может контролировать свои реакции.   Наблюдая за собой, мы научаемся лучше контролировать свои эмоциональные реакции, что, в свою очередь, позволяет улучшить наблюдение. Процесс становления способности наблюдать – это маленькие шаги к выходу «вовне» эмоциональной системы. Только тогда, когда мы можем быть «немного вовне», мы можем начать наблюдать и начать модифицировать эмоциональную систему. Когда, наконец, один из участников треугольника становится способен контролировать свою эмоциональную реактивность и не вставать на сторону одного из остальных двух, эмоциональная интенсивность отношений в этой паре снижается, и оба партнера могут выйти на более высокий уровень дифференциации. Но если триангулированный третий выйдет из эмоционального контакта с двумя, они триангулируют кого-нибудь другого.

Терапевтическая система

Здесь будет дан очень краткий обзор терапевтической системы, который должен позволить увидеть место целостных теоретической и терапевтической систем в дальнейшей клинической презентации. Теоретическая система связана с недифференцированной семейной эго-массой, а терапевтическая система создается для того, чтобы помочь одному или нескольким членам семьи достичь более высокого уровня дифференциации. Концепция треугольника составляет еще один теоретический аспект, в соответствии с которым эмоциональная система состоит из ряда перекрывающихся треугольников. Наиболее важный терапевтический принцип заключается в том, что если эмоциональный паттерн изменяется в одном значимом треугольнике и члены этого треугольника остаются в эмоциональном контакте с остальными членами семьи, то другие треугольники автоматически изменятся.

Семейная психотерапия с родителями обоих супругов. Это основная конфигурация для семейной психотерапии. Терапевтический метод основан на концепциях дифференциации «я» и состоящей из треугольников эмоциональной системы, действующей в семье. Цель состоит в модификации наиболее важного семейного треугольника, и опыт показывает, что таковой связан двумя родителями или двумя супругами. Я обнаружил, что самый быстрый путь модификации центрального треугольника – создание нового треугольника, состоящего из двух наиболее значимых членов семьи и терапевта. Когда семейный треугольник включает трех или более членов семьи, то его эмоциональная система функционирует согласно своим «встроенным» эмоциональным цепям, и семье требуется значительно больше времени, чтобы она смогла наблюдать и модифицировать паттерны в треугольнике. Обычно, если семейная конфигурация позволяет, терапия проводится с обоими супругами или обоими родителями, какая бы ни была исходная проблема – супружеский конфликт, дисфункция у супруга или проблема ребенка. Если удается модифицировать эмоциональные паттерны в этом центральном треугольнике, то все остальные члены семьи автоматически меняются.

Фундаментальный принцип этого психотерапевтического метода требует, чтобы терапевт оставался детриангулированым, то есть не становился членом того эмоционального поля, в которое погружена супружеская пара. Два человека автоматически используют в общении с терапевтом те же механизмы, что и с любым третьим лицом. Если терапевт сможет оставаться вне их эмоционального поля и не реагировать на супругов так, как обычно реагируют на них другие, то их привычные паттерны смогут быть модифицированы быстрее. Я полагаю, что этот метод будет работать независимо от тем терапии, пока терапевт сможет удерживать относительную детриангулированность и пока партнеры будут иметь дело с проблемами, раскрывающими паттерны эмоционального функционирования критических треугольников .

Есть четыре основных терапевтических приема , которые я применяю в работе с супругами или родителями. Первый состоит в том, чтобы поддерживать эмоциональную систему между ними достаточно активной для того, чтобы она была значимой, но настолько «приглушенной», чтобы ее можно было наблюдать объективно, без излишней эмоциональной реактивности. Терапевт задает вопросы, по очереди то одному, то другому супругу, выясняя, что думает один по поводу того, что сказал терапевту другой. Это предотвращает эмоциональное взаимодействие между супругами на сессии и позволяет каждому «слышать» другого, будучи вне действия автоматических эмоциональных цепочек, которые управляют их привычными обменами эмоциональными реакциями . Второй прием заключается в том, чтобы сохранять свою детриангулированность, быть в стороне от   эмоционального процесса между двумя членами семьи. Выполнение этой задачи включает в себя много деталей. Третья задача терапевта – установление того, что я называю «я-позицией» и что является аспектом дифференциации «я». Терапевт принимает по отношению к партнерам определенную позицию, и это позволяет им принимать аналогичные позиции по отношению друг к другу. Четвертый важный аспект – учить их знанию о функционировании эмоциональных систем и стимулировать их делать усилия, направленные на дифференциацию по отношению к их родительским семьям. Этот шаг также связан со многими важными деталями. Необходимо, чтобы терапия осуществлялась путем, не вовлекающим терапевта в эмоциональную систему между супругами. При терапии описываемым методом каждый партнер может дифференцироваться от другого при условии, что терапевт не вовлекается в процесс и, однако, поддерживает этот процесс в активном состоянии.

Семейная психотерапия с одним супругом в порядке подготовки к семейной терапии с обоими супругами. Этот метод создан для семей, в которых один супруг настроен негативно и не склонен включаться в семейную психотерапию. Первая часть протекает аналогично тому, что написано в следующем разделе по поводу терапии с одним членом семьи. Задача состоит в том, чтобы помочь мотивированному супругу понять ту роль, которую он сам играет в семейной системе, что, в конце концов, поспособствует тому, чтобы не мотивированный прежде супруг захотел сотрудничать с первым и присоединился к семейной терапии.

Семейная психотерапия с одним мотивированным членом семьи. Этот подход систематически используется в течение восьми лет. Он был разработан для неженатых молодых взрослых, которые живут отдельно от родителей или чьи родители отказались участвовать в терапии. В течение первых сессий проводится обучение на тему характеристик семейной системы. Затем выдвигаются некие гипотезы о роли, которую этот один член семьи играет в семейной системе. Затем он учится наблюдать паттерны собственных эмоциональных реакций в родительской системе. Реализация этого плана включает сравнительно частые контакты с родительскими семьями для проверки выдвинутых гипотез, для получения новых наблюдений, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезы и для поиска путей изменения реакций. Лучше всего этот вариант семейной психотерапии подходит для старших детей, чаще чувствующих ответственность за свои семьи и более мотивированных для усилий по изменению своей роли в родительской семье. Необходимо, чтобы этот член семьи сам себя содержал, иначе ему не хватит эмоционального мужества, необходимого для изменений, которые могут поставить под угрозу отношение семьи к нему. Для изучения свойств эмоциональных систем можно использовать также рабочие системы и социальные системы. Средний хорошо мотивированный молодой взрослый готов проводить около 100 часов в год в течение четырех или пяти лет за такой работой. Более частые встречи не повышают способность наблюдения и контроля эмоциональной реактивности. Результаты работы по этому методу в среднем далеко превосходят итоги конвенциальной психотерапии.

Статья приводится с сокращениями в переводе Т.С.Драбкиной.

 

Литература.

  • Bowen, M. . «A Family Concept of schizophrenia», 1957
  • Bowen, M. (1974). "Bowen on Triangles." Edited and transcribed by K. Terkel-sen. The Family, 2 (2): 45-48.
  • Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.
  • Bowen, M. (1979). "Anxiety and Emotional Reactivity in Therapy." Videotape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  • Bowen, M. (I980a). "Defining a Self in One's Family of Origin—Part 1." Video­tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  • Bowen, M. (1980b). "Defining a Self in One's Family of Origin—Part 2." Video­tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  • Bowen, M. (1981). "A Day with Murray Bowen, MD." Lecture. Sponsored by the Family Living Consultants of the Pioneer Valley, Northampton, Massachu­setts, November 4,1981.
  • Bowen, M. (1983). "Violence as a Human Problem." Videotape from conference titled "Violence as a Family and Societal Problem," Cosponsored by Fort Sam Houston and Brooke Army Medical Center, Houston, Texas.
  • Bowen, M. (1984). "Two Days with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by The Western Psychiatric Institute and Clinic, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA.
  • Bowen, M. (I987a). "Bowen Clinical Conference." Transcribed by L. S. Keeton. From videotape produced by the Georgetown University Family Center, Wash­ington, DC, November 16, 1984.
  • Bowen, M. (1987b) "Triangles and Differentiation." Videotape produced by the Western Pennsylvania Family Center, Pittsburgh, PA.
  • Bowen, M. (1988). "A Day with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by the Center for Family Consultation, Chicago, Illinois, May 7, 1988.
  • Bowen, M. (1995). "A Psychological Formulation of Schizophrenia." Family Systems: A Journal of Natural Systems Thinking in Psychiatry and the Sciences, 2 (I): 17-47.
  • Kerr M.E. & Bowen, M. 1988, “The Emotional System” in Family Evaluation. N-Y,Norton &Company
  • D.V.Papero, 1990 “The Family as a Unit” in Bowen Family Systems Theory, ch. 2 pp.21-36, Boston, Allyn and Bacon
  • Titelman, P. (Ed.) (1987). The Therapist's Own Family: Toward the Differenti­ation Self. Northvale, NJ: Jason Aronson.

 

 

* А.Я.Варга – кандидат психологических наук; Председатель Правления Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов (ОСКиП); Зав.кафедрой Системной Семейной Психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП); член Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA); член Европейской Ассоциации Психотерапевтов (EAP).

** И.Ю.Хамитова – клинический психолог; член Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов (ОСКиП); преподаватель кафедры Системной Семейной Психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП); член Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA); член Европейской Ассоциации Психотерапевтов (EAP).

 

* Katharine Gratwick Baker, DSW, is a senior New England consultant for The Metropolitan Group, based in Cresskill, New Jersey, and Co-Director of the Massachusetts Center for Bowen Theory. She is in private practice in Williamsburg, Massachusetts.

** Peter Titelman, Ph.D., practices clinical psychology in Northampton, Massachusetts. He is a founding member of the New England Seminar on Bowen Theory. He is also a Co-Director of the Massachusetts Center for Bowen Theory

* Теория Боуэна была создана между 1963 и 1967 годами и включала в себя шесть концепций:

концепцию о дифференциации Я; концепцию о триангуляции; концепцию об эмоциональных процессах ядерной семьи; концепцию о проективных процессах в семье; концепцию о многопоколенной передаче; концепцию об эмоциональном разрыве.

В 1975 Боуэн добавил к своей теории две новые концепции: концепцию о позиции сиблингов и концепцию о социальной регрессии.

 

* Адаптивность семьи предполагает соотношение между семейными стрессорами и реактивностью на эти стрессоры. Таким образом, семья в которой наблюдается большое количество стрессоров, но при этом она хорошо справляется с ними (хорошая реактивность) будет обладать хорошей адаптивностью. И наоборот, если семейная реакция на стрессоры чересчур сильна, то это говорит о плохой семейной адаптивности.

* Это может выглядеть так, как будто отдельные лица или группы лиц, общественные организации, институты « озабочены» тем, как решить проблему данной семьи. При этом вышеперечисленные структуры могут вступать в чрезвычайно насыщенные эмоциональные отношения. Примером может служить конфликт между тестем и тёщей с одной стороны и свёкром и свекровью с другой по поводу взглядов на семейную жизнь их, объединившихся в браке детей. При этом в самой семейной паре наблюдается уменьшение напряжения.

Новости общества

  • 14 Апрель 2024 Открытое собрание общества 25 апреля
  • 03 Апрель 2024 Видеозапись открытого собрания 28.03.24
  • 19 Март 2024 19 апреля Круглый стол «Контакт в психотерапии онлайн или как увидеть человека по ту сторону экрана»
  • 15 Март 2024 Открытое собрание ОСКиП 28 марта
  • 05 Март 2024 13 марта в 12:00 круглый стол на тему: «ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ психологическим консультированием и немедицинской психотерапией?»
Все новости