РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА.
Варга А.Я.
В нашей стране происходят заметные перемены. Некоторые из них совпадают с мировыми переменами, некоторые касаются в основном России. Не рискуя оценивать их по значимости и приоритетности, перечислю те, которые сказались на семейной жизни.
- Утратились представления о смысле семьи. Раньше семья прежде всего нужна была для того, чтобы в ней появлялись и вырастали дети. Теперь, в связи с возросшей продолжительностью жизни, дети успевают вырасти, а родители все еще активны и энергичны. Им предстоит долгая жизнь без детей и часто без внуков, потому что и возраст родительства увеличился, снизилась рождаемость и, в целом, выросло количество бездетных молодых пар. Брак перестал быть ролевым. Теперь жена часто зарабатывает не меньше мужа, домашнее хозяйство упростилось, практически не стало «мужских» и «женских» дел. Появилось много бикарьерных семей. Сексуальная революция разрушила интимность и уникальность половой жизни в браке. Основой брака стало теперь некое партнерство, не союз родителей, не союз добытчика и хранительницы домашнего очага, а союз личностей. Таким образом, брак стал более эмоциональным, личностно ориентированным и менее прочным. Огромное значение стал иметь так называемый психологический брачный контракт. Фактически, каждая супружеская пара должна договориться о правилах совместной жизни « с нуля», как договаривались бы Адам и Ева.
- Количество разводов очень выросло. Распадаются браки с еще не выросшими детьми, создаются новые семьи, где присутствуют дети от предыдущих браков. В обществе нет общепринятых правил о том, как жить в такой сложной ситуации, чтобы минимально травмировать детей, чтобы они не лишались контактов с обоими своими родителями. В семейной психологии появилось понятие «бинуклеарной» семьи, когда контакт прошлых и настоящих супругов диктуется необходимостью совместного выращивания всех детей, объединенных в сложную семейную группу. Часто это очень непросто, потому что многие взрослые члены этой группы не испытывают никакой симпатии друг к другу. Процесс развода мог быть очень осложнен взаимными обидами, претензиями и не решенными имущественными вопросами, но, тем не менее, родительский долг требует сотрудничества. Семейный психотерапевт здесь может очень помочь.
- Изменились коммуникативные технологии. На смену книге, т.е. неподвижным буквам, пришли телевизор и компьютер, т.е. движущие картинки. Вместе с этим в семью пришел разрыв поколений. Нередко родители - люди книги, а дети- люди компьютера. Это не только разный способ получения информации, но и разные способы общения и в конечном итоге разные культуры. Например, у родителей не было компьютерной зависимости, а у детей она встречается. Опыт предшествующего поколения очень мало пригождается следующему поколению. У родителей часто возникает ощущение потери своего авторитета, своей ненужности ребенку в качестве старшего опытного товарища. Одновременно с этим выросла бытовая зависимость ребенка от родителей. Самостоятельно передвигаться в большом городе, покупать продукты – все это ребенок долго не может. Сейчас родитель скорее обслуживает ребенка, чем воспитывает его. Такое положение дел не устраивает никого – ни детей, ни родителей. Это приводит к возрастанию детско-родительских конфликтов и снижению психологического качества жизни. В то же время есть эмоциональная сфера жизни, где родитель по -прежнему компетентен и необходим. Ребенок любого возраста нуждается в эмоциональной поддержке и эмоциональном воспитании, когда родитель учит преодолевать трудности, реагировать на явления жизни адекватно и эффективно. Родители по-прежнему те единственные люди, которые могут научить ребенка жизненным компетенциям. Новое видение своей роли, новый конструктивный контакт с ребенком возникают в процессе получения психологической помощи у семейного психотерапевта.
- В обществе отсутствует единое представление о правильном воспитании детей. Народная педагогика с ее представлениями о трудовом долге, о морали была разрушена. Стройной системы воспитания ей на смену не пришло. То, что существует сейчас, психологи называют репрессивной анархией. Много необоснованных запретов и отсутствие последовательных требований, системы поощрений и наказаний. Все это приводит к дезориентации и детей и родителей. В связи с этим вырос уровень родительской тревоги. Очень широко распространены деструктивные способы снижения тревоги в семье, такие как неадекватное привязывание ребенка с помощью гиперопеки, инфантилизации, инвалидизации, негибкая близкая дистанция с ним.
- Усложнилось поле отношений семьи со школой. Раньше вариантов школьного образования было мало – либо обычная общеобразовательная школа, либо специальная- языковая, математическая, и т.п. Теперь возникло много разных школ, отличающихся и по программе обучения и по условиям – от экстернатов до школы полного дня. Перед семьей встала проблема выбора школы. Обычно не понятно, какой вариант обучения подойдет конкретному ребенку, и семья часто не имеет собственных приоритетов в выборе знаний и умений. Поэтому наблюдается форсирование развития ребенка и попытки обучить его всему – от тенниса и верховой езды до китайского языка. Это приводит к переутомлению у ребенка, отсутствию у него свободного времени и возникновению т.н. тормозимости неуспехом – неврозу, который разрушает любую деятельность. Ни семье, ни школе не понятно, где, чьи зоны компетенции и ответственности. Школа хочет, чтобы семья стала ее филиалом. Уроки задаются не ребенку, а всей его семье. Или наоборот, школа хочет подменить собой семью, полностью взять себе функцию воспитания. В практике психологической помощи семье мы видим школьные фобии, потерю мотивации обучения, школьную травлю. Встала настоятельная задача сотрудничества между школьными и семейными психологами.
- Изменилось функциональное и символическое значение денег в Российском обществе. Деньги стали реальностью, они обрели покупательную способность, которой у них не было раньше. Одновременно с этим оказалось, что нет никакой культуры потребления. Частый конфликт в семье заключается в том, что муж, жена и дети практикуют разный уровень потребления. Например, муж зарабатывает определенные деньги, но у него нет времени их тратить для повышения качества жизни семьи. Жена осталась на прежнем уровне потребления, когда надо было экономить на всем. У нее есть время тратить деньги, но нет психологических возможностей. Распределение ролей может быть обратным: один член семьи живет не по средствам. Деньги стали инструментом управления в семейных отношениях. Помимо хорошо известных функций денег – власть, контроль, компенсация ущерба или способ снять с себя вину ( погулял человек на стороне, купил супруге(гу) подарок – и чувство вины умолкает, и обманутая половина довольна, она же не знает причину такого хорошего к себе отношения) это и способ проявления любви.
Практика психологической помощи семье показала свою эффективность за 20 лет своего существования в России. Все сложные негативные процессы, перечисленные выше, могут быть скорректированы семейным психологом, оказывающим неврачебную психотерапевтическую помощь семье. Востребованность семейного психолога стала очевидной, создаются и работают государственные службы психологической помощи семье и ребенку. Понятно, что требования к профессиональной компетенции и профессиональной ответственности такого специалиста очень возрастают. Существуют единичные учебные заведения, готовящие практических семейных психологов. В стране до сих пор нет единого профессионального стандарта профессии семейного практического психолога, нет единой программы обучения и повышения квалификации. Не существует никакой ответственности семейного психолога за профессиональные ошибки, допускаемые им в работе. Итак, мы находимся в противоречивой ситуации – семья находится в серьезном кризисе, она нуждается в помощи, есть специалисты, которые эту помощь оказывают, и нет государственного признания фактически существующей и функционирующей профессии.