Тема подросткового одиночества и связанные с ней многочисленные проблемы агрессии и аутоагрессии — от школьного буллинга до подростковых суицидов — все чаще обсуждаются и в профессиональной среде, и в широких дискуссиях.
Кандидат психологических наук, автор двух монографий о психосемиотике, декан психологического факультета ММУ — М.В. Новикова-Грунд рассказала об этом подробнее.
1. Феномен отвержения ребёнка сверстниками. Маленький изгой — одинокий ребёнок в классе. Почему не каждый новенький, толстый, рыжий, круглый двоечник или круглый отличник становятся жертвами отвержения в классе? И наоборот, почему «отверженным» может стать ребёнок, не демонстрирующий признаков яркого отличия от других детей в классе?
2. Причины принятия изгойства: переживание собственной слабости; специфика индивидуальной картины мира. Система фиксированных амплуа в индивидуальной карте картины мира. Амплуа Антагониста, Помощника, Судьи, Объекта помощи. Амплуа трикстера.
3. Переживание экзистенциального одиночества, не связанное с отвержением сверстниками. Одиночество — это экзистенциальное состояние. Именно в пубертате ребёнок вырабатывает стратегии совладания, как конструктивные, так и деструктивные.
4. Личные стратегии выхода из одиночества: обретение новых возможностей и отказ от имеющихся; симуляция и диссимуляция качеств; выбор одного или нескольких фиксированных амплуа.
5. Как может взрослый поддержать ребёнка и как он может помешать ему в его попытках совладать с одиночеством. Функциональная и дисфункциональный поддержка.