В рамках секции "Психотерапия ребёнка в семье" выступит Азирова Анна Артемовна - эксперт- преподаватель DID/Floortime, логопед. 

В докладе будет рассмотрен современный семейный подход DIR/Floortime, автором которого является Стенли Гринспен. Flowtime - это вид  игровой терапии, цель которой справляться с трудностями развития, обогащать навыки и умения детей во всех сферах. Этот метод основан на развивающем индивидуальном подходе, использующем отношения с ребенком как фундамент успешной работы. При этом в основе подхода лежат идеи следования за потребностями и интересами ребенка, подключение к его эмоциональному состоянию, учет его сенсорных особенностей.

Участникам мастер-класса будут даны основные теоретические положения методики. В качестве примера будет рассмотрен один из аспектов использования методики как средства формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы помочь ребенку понимать мир, иметь средства и предмет для коммуникации, важно, чтобы им были пройдены определенные этапы. Ранние невербальные эмоциональные взаимодействия, возникающие в совместных играх, построенных на исследовании интересов детей и следовании за ними, закладывают базу для развития. Становясь участниками таких игровых взаимодействий, дети накапливают эмоциональные переживания и опыт, которые необходимы для продуцирования идей в частности, и абстрактного мышления в целом. Процесс осмысления символов в игре происходит путем внедрения эмоций в образы. Даже дети с серьезными трудностями в развитии, вовлекаясь в эмоциональные игровые взаимодействия становятся более творческими и рефлексивными. С. Гринспен выделил шесть ступеней функционально-эмоционального развития, четыре из которых включают эмоциональные взаимодействия между ребенком и взрослым возникающие до появления символов и слов.

Эмоциональное взаимодействие начинается в раннем возрасте с эмоциональных реакций на дискомфорт, переходит к взаимодействию, зависящему от эмоциональных подсказок, а в дальнейшем, инициируется малышом самостоятельно. Так образуется двустороннее эмоциональное взаимодействие, именуемое «коммуникативным циклом». Это помогает ребенку проявить свои намерения. Навык обозначать намерения и реагировать на них - ключевой механизм довербальной и досимволической

коммуникации. Без этой стадии довербальное, досимволическое общение не становится осмысленным.

Циклы жестовой коммуникации могут включать много эмоциональных сигналов, в которых ребенок должен быть и инициатором и игроком. Если он не проявляет инициативу – это не взаимная связь, а односторонняя. При партнерских отношениях каждый влияет друг на друга. В игре ребенок постепенно, приобретает опыт общения, спектр его чувств расширяется, он знакомится с многочисленными объектами и их свойствами. Без этих знаний символы не становятся осмысленными.

Условием проявления саморегуляции, совместного внимания, инициативы, обоюдного эмоционального обмена, является побуждение ребенка к контактам через увлекательные взгляды, звуки, прикосновения, движения. Его необходимо вовлекать в приятные, радостные, близкие отношения. Важно воспринимать его эмоциональные сигналы, отвечать на них, поддерживать инициативу ребенка, удлинять цепочку взаимного эмоционального обмена.

По мере усложнения эмоционального обмена все сильнее поддерживается прагматическая коммуникация, а также социальное функциональное использование языка. «Обоюдные аффективные взаимодействия» представляют основу для формирования внимания, целенаправленности, понимания причинно-следственных связей. Чувство себя, самоощущение, цель, воля вместе с причинно-следственным мышлением необходимы для осмысленной речи, поднимающей коммуникацию на более высокую ступень.

При проблемах с вниманием и обработкой сенсорной информации инициировать и развивать взаимодействия с ребенком не простая задача. Ребенок испытывает сложности в понимании эмоциональных сигналов. Ему нужна в этом большая поддержка. Целью мастер-класса является знакомство с приемами, помогающими вступать в контакт с ребенком, вести его по ступеням эмоционально-функционального развития, развивать коммуникативные навыки.

 

Новости общества

  • 19 Март 2024 19 апреля Круглый стол «Контакт в психотерапии онлайн или как увидеть человека по ту сторону экрана»
  • 15 Март 2024 Открытое собрание ОСКиП 28 марта
  • 05 Март 2024 13 марта в 12:00 круглый стол на тему: «ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ психологическим консультированием и немедицинской психотерапией?»
  • 02 Март 2024 Видеозапись открытого собрания 29.02.24
  • 15 Февраль 2024 Открытое собрание ОСКиП 29 февраля
Все новости