Сказка за сказкой
В старину сказания жили, пока их рассказывали. Хорошая сказка произрастала в народном сознании, пробивая себе дорогу сквозь пласты времени, от тьмы забвения. В отсутствии массового распространения письменной речи выживали только те образцы, которые находили отклик у большинства людей, передавая житейскую мудрость и чувственный опыт через многие поколения.
Записи позволяют перечитать множество разных историй и не требуют обязательного запоминания и общения с автором (рассказчиком). Теперь можно просто включить фонограмму или дать человеку прочесть понравившийся отрывок. Но даже при этом требуются усилия, чтобы объяснить слушателю-читателю, почему мы выбрали именно этот текст, что мы хотели бы этим сказать, какую часть нашей души эта книга затронула. Таким образом – выразить себя. И это уже творчество.
Сегодня, как и прежде, сказы и былины поддерживают связь поколений. Почитаем же их снова, стараясь лучше их понять, как получится...
- Совсем один…
Человек особенный, отличный и отделенный от других часто становился объектом агрессии, зловещих фантазий и проекций. Вспомним великие слова Иисуса, распятого на кресте «Прости их, господи, ибо не ведают, что творят!». И как потом сами ложные толкователи его учения объединялись и насилием пытались сеять добро, мучая и истребляя «неверных»… люди, неосознанно увлекаемые системой, совершают поступки, противоречащие их же собственным убеждениям!
- У каждого человека есть семья, не так ли?
- А как же те, у кого семьи нет вообще?
- Таких людей не бывает!
Да, человек очень часто чувствует себя одиноко, кажется что он совсем один. И такое бывает даже с теми, кого постоянно окружает множество людей, родственников… близких, и не очень.
Семья создается людьми и для людей. В нее приходят с надеждой и лучшими побуждениями. Порой она оправдывает ожидания, но иногда и разочаровывает человека, устремляющегося в поисках счастья, на вечный прииск смыслов, тепла и любви. Люди привыкли к жизни в семье, как к способу существования в этом мире.
А как же быть с тем, кто проживает один, и создавать собственную «ячейку общества» не собирается? Так, в данный момент, это и есть его семья. Важно помнить, что вышел он в «одиночное плавание» из бесконечного множества сменивших друг друга поколений, что у него много близких и дальних родичей. Семейные психологи назвали бы его нынешнее состояние первой стадией развития семьи – «монадой».
Правда, в русском языке нет безоценочного слова, обозначающего такого человека. Наверное, сказывается общинность крестьянского быта в дореволюционной России, а затем и полное советское обобществление, с расширением понятия семьи до масштабов производственного коллектива, района, страны. Каждый мог тогда проявить неуспокоенность и прийти на помощь товарищу, если у него в семье что-то не по-нашему…
Так вот русские слова для обозначения одного, отдельно проживающего человека поражают единодушием сострадания и намеками на неполноценность. Например, «холостой» – т.е. холощеный, кастрированный. Или одинокий(ая), или НЕженатый, НЕзамужняя… и т.п. кстати, для женщин словарь дает еще и вариант «девица», которое содержит в себе неявный намек на возраст, при увеличении которого к слову добавляется еще одно, с заметно негативным звучанием «старая дева». Про такую женщину вы услышите множество рассказов о том, какие они все несчастные, неприятные или злые…
Вспоминается знакомая с детства Баба-Яга…
Имя ее загадочно, но сводится к двум основным значениям. Одно из них Яга – «огненная», в другое – «скрюченная», что вполне соответствует разным стадиям горения. В эпосе разных народов длительно одиноко проживающие персонажи либо устрашающи, либо несчастны. Были и другие живущие отдельно сказочные персонажи, наделенные недобрыми, пугающими свойствами: Кощей, Водяной, Леший…
***
Жили да были старик со старухой, и не было у них детей…
Так начинаются многие русские сказки.
Дети – великая ценность, богатство, дар свыше. В традиционной патриархальной культуре дети это поддержка в старости и в трудные времена. Они работники, наследники и продолжатели родительских дел. В них смысл жизни и ее содержание. В них – бессмертие родителей в поколениях потомков.
Время идет, всё меняется, и ожидания от детей тоже. В многодетной, патриархальной семье смысл жизни каждого отдельного члена был не очень важен. Нет оснований спрашивать «зачем?», если жизнь так трудна, что ее продолжение каждый день находится под сомнением. Родители тяжело работали, «поднимая» своих детей, которые рано становились их помощниками в труде. Когда младший из детей вставал на ноги, родители дряхлели, и это требовало ухода за ними со стороны детей.
С тех, не таких уж давних времен до нас дошло выражение про «стакан воды», подаваемый родителю кем-то из детей на старости лет.
В современных условиях многодетными считают семьи с двумя-тремя детьми. Родители сохраняют трудоспособность все дольше, доживая до пенсии в здравом уме и полные сил, возникает трудно заполняемая и непривычная пустота.
И вот, как встарь современные, молодые, энергичные «старики» и «старухи» лепят снегурочек и колобков себе на радость и утешение.
Снегурочка
Есть несколько вариантов этой сказки. Первый – она дочь двух таких разных родителей, борющихся и противоречивых стихий – Мороза и Весны. Так часто противоположности притягиваются и стараются изменить друг друга!
Снегурочка белоснежна и холодна, то есть внутренне похожа на отца, но от матери унаследовала свою нежность и красоту. Ее терзают противоречия, которые постепенно вырастают в разрушающие ее стремления – она тает от разгоревшегося в ней любовного огня…
Есть и другая, еще более захватывающая история. У Мороза и красавицы Весны была дочь – Яга, «огненная» то есть. Так вот, снежная красавица – дочь, изгнанной в лес Яги.
Отношения у пламенной мамаши со снежной дочкой складывались непросто, как и с морозным отцом ее. И вот живет Снегурочка со своим дедом – Морозом. А Весна… как и прежде свободна и непостоянна.
Так или иначе, до нас сказание дошло в совершенно уникальном виде. Дед Мороз не имеет собственной личной жизни, и повсюду ходит вдвоем с прекрасной и такой же одинокой, как и он сам внучкой. Один раз в году, они вместе проходят по домам, посещая детей, тайно исполняют их заветные желания, а затем удаляются в свои покои.
«Куда ты катишься?..»
Довольно знакомый оборот…
Так скажут человеку, нарушающему привычный порядок вещей, потерявшему путь, рискующему благополучием, репутацией, а то и жизнью...
Колобок – ожившее творение мужчины и женщины, преклонного по тем временам возраста. У его «родителей» свои желания, пусть еще и не вполне определенные планы. Оживая, Колобок пытается построить собственную жизнь, найти собственный путь. Он встречает на пути сказочных говорящих зверей, пытающихся вступить с ним в какие-то отношения. Но каждый раз, он почти с самого начала уже торопится уйти, предвкушая опасность, а может, стремясь не нарушить произведенное на собеседника приятное впечатление. И каждый раз Колобок сопоставляет этот очередной «успех» с уходом из дома и гордо напоминает, как он ушел от своих «родителей». За ним нет погони, никто всерьез не пытается его ловить. По-видимому, лишь один персонаж по-настоящему готов поиграть с ним. Лиса применяет хитрость, заманивая и съедая незадачливого героя.
Кто на свете всех милее?..
И здесь, как во многих других сказках есть супружеская пара, страдающая от бездетности, получающая прекрасного, долгожданного младенца.
Далее в различных вариантах сюжет развивается очень по-разному, но везде бедная принцесса становится жертвой козней старшей и более могущественной женщины, которая не согласна с тем, что время ее единоличного превосходства прошло, что молодая и неопытная прекрасная девушка становится все более привлекательной и уже готова потеснить ее на пьедестале совершенства.
И вот, магические чары откладывают смену поколений. Красавица засыпает на долгий срок, и пробуждается только от поцелуя прекрасного принца, который в большинстве сюжетов тоже заколдован.
Молодые дарят друг другу взаимное исцеление и обручаются. Во многих вариантах, сюжет обрывается свадьбой. Это отражает переход сказаний почти исключительно в детское пользование. Возраст слушателя и практически неизбежная его идентификация с главным героем своего пола делает дальнейшее развитие сюжета преждевременным.
А продолжение имеется, и в развитии сюжета мы видим новые, еще более изощренные проявления женской конкуренции. Теперь уже объектом агрессии становятся дети главной героини. В одном из вариантов людоедскими поползновениями по отношению к внукам грешит свекровь нашей Красавицы, а в другом ее детей пытается изжарить и съесть первая жена пробудившего ее мужчины.
А конец у сказки как всегда счастливый – происходит смена поколений, развитие, и жизнь продолжается.
Сказка о Курочке-Рябе
«Вы во всем ищете скрытый смысл!
Даже там, где его просто нет!
Ну, есть же просто сказки!
Например, Сказка про Курочку-Рябу»
слова пациента.
Если ребенок, еще не уснул под монотонное бормотание уставшего родителя, добросовестно читающего очередную сказку в детской книжке, он обязательно задавался вопросом по поводу одного из самых загадочных сказаний в российском эпосе.
Трудно не спросить себя о том, для чего старик и старуха пытались разбить столь ценное для них яичко. И еще: почему они так опечалились, когда их усилия вроде бы увенчались успехом – «мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Удивляет и легкость, с которой мышка его разбивает.
А часто ли так бывает, что «невыполнимые» задачи решаются «сами собой»? И многие ли преграды в нашей жизни удается устранить волевым решением?
Вспомним, как часто люди сами создают себе барьеры на пути к желанной цели и как трудно, порой, дается решение «простых» жизненных задач. Ведь слишком часто наше «золотое» яичко кажется окружающим таким обычным и простым.
Подумаем над словами Курочки-Рябы, которая утешает стариков – «снесу вам яичко не золотое, а обычное, простое»…
И это все о нем…
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак...
Эта роль Ивану свойственна только дома, в его семье. Выйдя в поле и встретившись с чудо-кобылицей, он нисколько не сомневается в своей силе и ловкости. Он удерживается наездником и покоряет ее.
Конек-горбунок третий, младший и самый неказистый из троих рожденных Ивану-дураку чудо-кобылицей жеребцов.
…Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…
О себе он говорит Ивану:
«Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня другого:
Как пущусь да побегу,
Так и беса настигу».
Сказ о богатыре российском
«…жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся…»
Великий русский богатырь, Илья Муромец – пролежал на печи 30 лет и три года. Затем он встал и многие подвиги совершил. А отчего? – пришли на Русь вороги.
А хорошая ли была у Илюши семья?
Он был, наверное, чем-то болен или считалось, что это так… мы теперь не сможем узнать об этом. Ясно одно. 33 года Илья жил и эта жизнь поддерживалась в нем благодаря тому, что был хотя бы еще один человек, который приносил к этой самой печи горшки с питьем и едой… и уносил от печи горшки с неизбежными продуктами его жизнедеятельности.
А еще важно учесть, что Илюша смог не просто встать с печи, но и ходить, и совершать подвиги. Значит, у него сохранилась подвижность суставов и не атрофировалась мускулатура, то есть его не просто кормили, но и проводили лечебную физкультуру и делали оздоровительный массаж…
В настоящее время с такой работой могла бы справиться только бригада хорошо подготовленных специалистов-реабилитологов.
Хорошая ли была у Илюши семья?
В те времена, все было определено. Семья – для выживания и продолжения рода. Жена за мужем, создает ему тыл, ведет хозяйство, а муж выполняет тяжелую физическую работу, контактирует с внешним миром и защищает семью. Все это надо для рождения, выживания и воспитания детей, которые слушаются родителей, до их смерти, оставаясь в роли детей. А после смерти или при крайнем одряхлении отца, его роль возьмет на себя старший сын или, при его отсутствии, старший мужчина в расширенной семье.
Илья был единственным ребенком, получая один всю любовь и заботу своих родителей.
Про человека осуществлявшего заботу история умалчивает, и можно предположить, что этот нелегкий труд брала на себя мать Ильи Муромца. В патриархальной культуре женщина не становилась героиней, выполняя «домашние обязанности». Считалось, что это ее долг.
У Ильи Муромца была хорошая семья.
Илья вырос в любви, и забота родителей позволила ему сформироваться и окрепнуть. Мать Ильи по-своему готовила его к жизни после ее смерти, и эта подготовка увенчалась успехом.
В то время, когда родители его постарели, а на Землю Русскую пришли вороги, смог богатырь подняться, и снарядиться, и из родительского дома на подвиги отправиться.
В наши дни живут люди дольше, сохраняя силы и здоровье, да и в заботе о детях им помогают специалисты. Наверное, Илюшу могли бы показать квалифицированным врачам, которые должны были бы сойтись в едином мнении об отсутствии у богатыря телесных недугов.
А что было бы, если бы такая семья прибегла к помощи психотерапевта?
Что если бы они узнали о том, что беспомощность Ильи позволяет им сохранить их наполненные заботой друг о друге отношения, а может быть и стабилизируют брак Ивана Тимофеевича с Ефросиньей Яковлевной?
Однозначного ответа здесь быть не может.
Часто люди находят ответы на подобные вопросы в своей семье происхождения.
- Правильно так, как было в семье моих родителей.
- Правильно как угодно, но только не так как было в родительской семье.
Оба эти ответа свидетельствуют о незавершенности процесса психологического отделения от родителей и означают их безоговорочное одобрение и копирование во всем, либо продолжающийся подростковый бунт и сражение за свою независимость (которую, зачастую, уже никто и не ставит под сомнение).
Есть еще и третий:
- Я знаю, что я взял у каждого из своих родителей и благодарен им за это. Я также знаю, что я не возьму у каждого из них, и что я сделаю в своей жизни по-другому.
Похоже, что знаменитый персонаж многих сказаний Иван-дурак сродни Илье-богатырю…