Лариса Руднева

Я - завершающая, и на мое выступление остается три минуты. Мне не хочется никого из коллег задерживать. И я постараюсь, действительно, очень кратко.

Мой доклад называется «Системный подход в работе с подростками. Десятилетний опыт работы подросткового центра в Москве». И представляю я Молодежный центр «Творческое развитие личности» – это психологический центр. Он находится на «Белорусской» и существует 15 лет. Что же такое «Мастерские общения», о которых пойдет речь? Это группы открытого типа, В которых занимаются подростки и молодежь в возрасте от 14 лет и выше. Верхний предел определить достаточно трудно. Дело в том, что ребята сами выбирают длительность посещения наших групп. Когда они чувствуют, что достаточно выросли, дел становится все больше и ходить в «Мастерские общения» им совершенно некогда! Для нас это сигнал, что происходит символическая сепарация. А это может происходить и в 19, 21, 27, а у некоторых и в 26, 29.., в общем, верхний предел, наверное, 30. После 27, 30 крайне редко они к нам захаживают. И это - процесс сепарации от Молодежного центра. Как возникла эта «Мастерская общения»? Когда-то в 90-е годы, когда появлялись первые, ну может вторые, психологические консультации, я проделала такое наблюдение. Оказалось, что до 70%  обращений к психологу составляют семьи с детьми-подростками. Где, собственно говоря, какой-то серьезной проблемы нет, так мне казалось 15 лет назад. О системной семейной терапии я тогда еще не имела представления, к сожалению. Семьи крайне редко были готовы в конце 80-х начале 90-х приходить полным составом. Самое стандартное обращение – это мама с ребенком, крайне редко – это папа с ребенком.  И тогда я выступила с предложением - детей подросткового возраста собирать в группы, которые назывались «Тренинг для подростков». И основное, естественно, было – научение коммуникации и социальной адаптации. Это были действительно тренинговые упражнения. В это время выходит  книга Кьелла  Руддестама «Групповая психотерапия», где наряду с кратким изложением теории давались упражнения. И действительно, эта группа не просто явилась очень популярной, а она оказалась долгожителем. Вот 15 лет эта группа идет, каждый вторник с 16 до 20, не взирая на праздники, каникулы и т.д. Одним интересным моментом является то, что эта группа всегда была бесплатной. Чего это стоит, можно опустить. Это принципиальное соображение. Почему? Потому что это возраст 14-летний, когда бывают сложности в отношениях с родителями и дети могут не пойти на ту группу, которую оплатили родители. И наоборот, подросток чрезвычайно ценит то, что является его свободным выбором. Поэтому мы решили не искушать ни детей, ни родителей, а сделать эту группу бесплатной. И она существует все 15 лет бесплатно. Но за это время не только выросли те, кто в 12 лет приходил в эту мастерскую общения, а выросли и специалисты, которые ведут эту «Мастерскую общения». И сейчас можно говорить уже о нескольких этапах, по меньшей мере, трех, которые проделала эта «Мастерская общения».

 Первоначально, это действительно была группа поддержки, где  все психотехнические упражнения были направлены на коммуникацию и повышение самооценки.

 Второй этап. Мы, конечно же, шли одновременно со страной. В 90-х годах были популярны ролевые игры, исторические в частности. Появились группы «неформалов»: толкиенисты, фэнтази  и т.д. У нас было несколько открытых встреч с теми, кто увлекается хобитами (толкиенистами), с теми, кто увлекается социальными ролевыми играми, историческими играми. И наши же ребята, которые посещают «Мастерскую общения», дали нам возможность проанализировать, сравнить и понять в чем же все-таки отличие «Мастерской общения» от других неформальных организаций. «Мастерская общения», в принципе, направлена на связь с реальностью. А сами ребята дали оценку толкиенистам и тем, кто увлекся тематическими играми: «Да, это, безусловно, полезная вещь, которая в нежном подростковом возрасте, когда есть конфликт поколений, дает возможность в какую-то лагуну спрятаться и там это пережить». Но эти же ребята (из «Мастерской общения»)  продолжали: «Время идет и все равно надо возвращаться в социум». «Мастерская общения» еще была интересна тем, что темы задавали сами подростки. У подростка - конфликт с одноклассником, он выносит это на обсуждение. Его незаслуженно обозвал учитель, мы это проигрываем с помощью ситуативного тренинга. У подростка - конфликт с родителями, мы делаем ситуацию, когда он играет родителя, а кто-то его. И  это была социализация, и это была связь с реальностью. Но шли годы, и этого оказалось недостаточно. Уже к тому времени было понятно, что ведущие мастерской общения – это, своего рода, символический образ родителя. И этот образ отличается от родителя, прежде всего, объективностью и «дистанцированостью» от подростка. Это позволяет ведущему быть более функциональным и полезным на пути подростковой сепарации и приобретения социальной зрелости.  «Мастерская общения» – это некое подобие открытого дома или даже семьи. Стабильность места – мы все 15 лет находимся на одном и том же месте. Стабильность времени – всегда вторник, всегда с 16 до 18. И у нас существует правила, как в любой тренинговой группе. Вот такого образа стабилизаторы дают возможность простроить границы и помочь подросткам отделиться. Это иногда не удается родителям в силу слишком близкой дистанции, любви, желание сделать для ребенка все самым лучшим образом, или, наоборот, в силу депрессии, разлада в семье, разных социальных катаклизмов, личностных особенностей. Родители могут быть очень дистанцированы от детей, дети испытывают тревогу и беспомощность, что может привести детей к употреблению алкоголя и т.п. в качестве суррогатных стабилизаторов. Следует отметить, что мы никогда не забывали, что роль родительская у нас всего лишь символическая. И очень строго отслеживался момент соблазна стать кумиром, заболеть «звездностью». Такое может случиться из-за детской преданности, подростковой преданности, когда ты много лет ведешь подростковую группу. У нас Молодежном центре давно существуют супервизорские и интервизорские семинары, где мы разбираем сложные ситуации, которые происходят в «Мастерской общения» и собственные чувства по этому поводу.

 И третий этап. Становится очевидным, что часть подростков, которые приходят сюда пополнить свой социальный багаж, довольно быстро этого достигают. Находят свою социальную роль и, в общем, процесс сепарации, повзросления  довольно успешно проходит. А в Молодежном центре остаются дети, с явными сложностями. Т.е. это дети с психиатрическими диагнозами. И надо сказать, что группа дает возможность продлевать ремиссию таким подросткам. Есть дети с очень тяжелыми и противоречивыми психологическими чертами – это и невротическое развитие личности, возможно, и  формирующаяся психопатия. Могут быть дети из  семей,  где очень сложная обстановка, чьи  родители могут так никогда и не появитьсятся в Молодежном центре.  И вот для таких детей, которые «застревают» на годы в мастерской общения, стало понятно, что необходима еще и терапия средой. И мы успешно нашли такой вариант. Тоже бесплатный. В этом нам помогли  студенты-психологи различных московских вузов и колледжей, которые,  имеют хорошую теоретическую подготовку. Наша задача – посмотреть уровень личностной «проработанности» этих студентов, убедиться в их компетентности, способности и возможности представлять более здоровую среду для наших подростков. Если это так, то мы приглашаем студентов  на «Мастерскую общения» (т.к. это  группа открытого типа) в качестве участников. У нас в эту группу всегда кто-то приходит, и кто-то из нее уходит. Это - как река жизни – все время со сменой состава. Студенты вписываются сюда совершенно логично. Они чуть старше тех, кто там занимается. Студенты интеллектуально, культурно и социально более подготовленные и развитые. Это, если хотите, более успешные сиблинги, которые помогают своим братьям. При этом делают они это совершенно самозабвенно, потому что у студентов-психологов крайне ограниченные возможности прохождения практики реальной в учебных учреждениях. А здесь они становятся в центре практики. У каждого студента есть свой методист. У нас есть широкие методические возможности, т.к. в Центре работают специалисты различной ориентации: системные семейные психотерапевты, психоаналитики, игровые терапевты, психологи, работающие методами арт-терапии и психодрамы. Т.е. есть представители различных школ, которые берут руководство над студентами. Затем студенты сами могут самостоятельно (обязательно, в присутствие психолога-методиста) проводить эти групповые занятия с подростками. Естественно, это всегда происходит при участии  ведущего психотерапевта.

Еще немного о проблеме   сепарации. Да, действительно есть ребята, которые получили что-то и теперь они уходят в самостоятельную жизнь без Центра. Какие у них отношения складываются с центром?  Здесь вновь, совершенно очевидно, просматривается аналогия с семьей. «Выпускники» Молодежного центра посещают его в начале и в конце учебного года и, очень часто, в канун Нового года или в рождественские праздники.  Более того, некоторые из них заходят на «Мастерские общения», уже став «совсем старшими братьями и сестрами», и занимаются с ребятами, которые там находятся. И я, 15 лет веду эти группы, не устаю поражаться толерантности, с которой группа относится к сложным детям. Надо сказать, что есть очень интересные примеры. Это все требует своего глубокого исследования и описания. Мы периодически выпускаем книжки, о том, что у нас там происходит. Соавторами наших публикаций являются студенты и сами подростки. Вот у меня пара книжек таких есть и я с удовольствием их коллегам могу предоставить. Еще несколько слов я хотела добавить о социальной ответственности психолога, ведущего эту группу. Ведущие группы в своей работе с подростками опираются на модель семьи, проявляют толерантность, выдерживают границы и оказываются достаточно терпеливыми по отношению к ребятам, которые посещают группы. И некоторым подросткам понадобится месяц или два, чтобы пережить какой-то конфликт и почувствовать себя уверенным и принятым ровесниками. А кому-то может понадобиться до 5 лет, чтобы все-таки как-то адаптироваться. У нас есть случаи, когда ребенок, находясь на домашнем обучении,  после некоторого посещения «Мастерской общения», стал учиться в массовой школе. Понятно, что  такие ребята, скорее всего станут студентами коммерческих вузов, но это большой прогресс. Т.о.  мы являемся частью социума, в который ребята входят. В «Мастерских общения» мы создаем особые условия за счет стабильности и безопасности, которые облегчают социализацию подростка, в том числе и трудного подростка. Все. Спасибо большое за внимание.

 

 

Новости общества

  • 07 Декабрь 2024 Видеозапись открытого собрания 28.11.24
  • 08 Ноябрь 2024 Видеозапись открытого собрания 31.10.24
  • 30 Октябрь 2024 «СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
  • 17 Октябрь 2024 Открытое собрание общества 31 октября
  • 04 Октябрь 2024 Видеозапись открытого собрания 26.09.24
Все новости