Елена де ла Алдеа, «Мультикультурное и межпоколенное» в работе с семьями.

В первую очередь Елена извиняется, что не говори по-русски.

Мне видится, что в первую очередь социальная ответственность всей психологической работы, это включить в психологическую работу стремление к настрою на будущее развитие. В случаях работы с семьями - это значит иметь в виду время и отдавать себе отчет о существовании различных поколений. Т.е. речь идет о том, что есть новое поколение – дети, подростки. Первое. Но также нужно иметь в виду облегчение страданий взрослых. Второе. И также возможность улучшить и облегчить страдания от болезней, которые уже имеет старшее поколение. Это третье. И также задачей работы с семьями является сокращение социальных издержек - персональных и канонических. И также работа над их сокращением, даже если это краткосрочная работа. Вводя мысле-культуральный взгляд и межпоколенческий в этой систематической работе, мы ожидаем улучшения от нашего вмешательства для общества, в котором эта семья осуществляет свою активность или где эта семья живет. Потому что эта семья становится как бы размножающей эту концепцию, которую она получила в кадре психологической работы, и она демонстрирует улучшения, которое она в реальности получила. В Испании и Аргентине мы имеем команды, которые реализуют вот эту деятельность очень интересным и перспективным образом. И это делается в кадре социальной службе, т.е. бесплатно. Работают с группами семей, 4–6, принадлежащих к одной области, проживающих в одной области, которые собираются регулярно от 8 до 12 сеансов. Собираются с терапевтом этой ориентации, т.е. терапии межпоколеной и мультикультурной.

Хочется рассказать о некоторых модификациях, которые они получили в семьях. Потихоньку, понемножку, семьи начинают разрешать свои конфликтные ситуации тем образом, которому их научили. И эти новые инструменты разрешения конфликтов, они предлагают и другим семьям, чтобы другие семьи тоже попытались их применить. И это часто семьи другой культуры, другого образования, из других регионов. Также терапевт может научить отдавать отчет в выгодах, невидимых на первый взгляд и неосознаваемых. Которые объединяют каждого из терапевтов с семьей. Уважать эту силу, без того чтобы становиться лучшей семьей для пациента. Это помогает принадлежать семье без принуждения. И позволяет свободно любить свою семью. Игнорирование терапевтом этих скрытых выгод - одна из основных причин неуспеха терапии. Когда терапевт хочет быть лучшим, чем семья. Когда он появляется как спаситель, например, ребенка от семьи. И таким образом мы видим, что когда в семьях отдают отчет об их корнях, лучшее понимание их генеалогии и их связи поколенческой, дает членам семьи новую силу в росте самооценки. Они себя чувствуют имеющими поддержку и менее одинокими в своей жизни. Когда они себя чувствуют опирающимися на борьбу и в том числе на неудачи своих предков. Т.е. эти бои и эти неудачи, которые их предки, тем не менее, выиграли и преодолели, и с которыми встречаются, на них смотрят и отдают себе в них отчет. Они могут себя уважать, когда они могут уважать свои корни. В этих группах, которые мы организуем, нас удивило со временем то, что практически нет отсутствия… Что для нашей страны очень редко встречается. Особенно когда консультации … Особенно, что касается именно мужчин, которые приглашены на работу. Другим достигнутым эффектом является возможность утвердить ответственность за их действия без того, чтобы скатиться в парализующие чувства вины. И это получается тогда, когда они, пациенты, могут понимать свои действия в свете систематического применения и структуры.

Пример.

Можно увидеть как много ненависти и недовольства родителями снижается, уменьшаются, когда пациенты могут увидеть своих родителей в роли сыновей, и когда они могут увидеть своих бабушек и дедушек в роли родителей родителей. И когда пациенты отдают себе отчет и понимают социальный, политический, экономический, исторический и культурный контекст, в котором его родители росли. Новое понимание появляется, открывается, и новые чувства расцветают. Когда становится возможным почувствовать культурные различия и социальное воспитание, которое развивалось в течение веков, то становится возможным их рассматривать как богатство, произведенное народами, и это нам позволяет уменьшить противопоставления, которое страх неизвестного все время провоцирует. И становится возможным рассматривать иностранцев как близких, еще более близких, похожих на нас самих. Т.о. изложено несколько небольших идей, чтобы у нас случилась дискуссия и обмен мнениями с моими коллегами, что является самой богатой часть интернационального обмена.

-Вы сказали, что работа проводится бесплатно, каким образом она финансируется, оплачивается?

-В социальных службах Испании и Аргентины имеется психолог с социальным ассистентом, который делает работу. Он получает зарплату.

-Государственную?

-Да. Финансируется из государственного бюджета. И в Аргентине в каждом госпитале имеется штатный психолог. В Аргентине психоанализ является национальной болезнью.

-Есть ли какой-то норматив, страхование или что-то? Есть ли ограничения? Или психолог может работать столько, сколько потребуется?

-Да, иногда есть временные нормативы. Это зависит от проблемы, 20 минут, 30 минут, час. Но это очень мало контролируется государственными службами. Но в частных институтах это очень сильно контролируется – 10 минут для каждого пациента.

-На семью!?

-Нет, на одного. Но платно не работают при этом. Частные предприятия работают индивидуально в основном. Т.е. это скорее государственные организации, которые работают с семьями и группами. В Испании гораздо меньше организаций, работающих с помощью ментальным проблемам, чем в Аргентине.

-Какими методиками вы пользуетесь в своей работе?

-Их группа опирается на некоторые психоаналитические данные, а в другой части на семейные компиляции. Это немецкая метода, которая пришла из Германии. Это похожее, но не является психодрамой. Это смесь.

-Это какие-то разработанные авторские методики или это коллективные…?

-Это только их группа, которая работает по этой методике. Это зависит от группы. Каждая группа выбирает удобный для себя способ работы. Только их группа работает в таком направлении.

-У вас есть какие-то субъективные и объективные меры готовности семьи работать с психологом в Аргентине, в Испании, в других странах? В какой мере семьи предрасположены, мотивированны, работать с психологом? Какова мотивация семьи и рекрутированного психолога?

-Это зависит от места работы. Когда Лена работала в Никарагуа. Если приходит пациент, ему говорили: «Только вся семья приходит.» Тогда с ним уже работали. В других места, юридические службы говорили, что семья должна прийти на работу. В Чили Лена преподает, но если появляется ребенок, который подрался, или которого третируют, там тоже социальная служба отправляет ребенка вместе с семьей на терапию. В Аргентине по-другому. Если кто-то приходит и ему говорят прийти с семьей - он приходит с семьей, если отказывается – с ним работают индивидуально.

-Т.е. как я понял, там есть обязательные авторы и авторы добровольные? И в разных случаях разное соотношение?

-Да. Т.е. если это предписание каких-то служб, то это обязательно, а дальше по ситуации.