О подростковом возрасте много говорят. И в основном говорят с озабоченностью, тревогой, беспокойством. Возникает законный вопрос: подростковый кризис –это инфекция, которой надо переболеть , а если очень постараться, то можно и вовсе миновать этот самый опасный возраст. Нет! И еще раз нет! Жизнь человека , как любого живого существа развивается от маленького к большому, от простого к сложному… И ни одно звено не может выпадать. У каждого возрастного периода свои задачи , а через кризис человек переходит на новый уровень развития. Значит и для подростка, и для его родителей – это необходимое прогрессивное событие, которое работает на будущее ребенка, и , в конечном итоге на будущее самих родителей. Что же делать, чтобы оно не превратилось в стихийное бедствие, не сопровождалось конфликтами, неуправляемым поведением и разрывом отношений. Наше обращение к родителям: надо . чтобы Вы подошли к подростковому возрасту своих детей с пониманием, сочувствием и …немножко снисходительно. Ведь Вы большие, а они маленькие… А теперь подробнее о том, что же происходит в семье , когда ребенок достигает подросткового возраста. За последние 10-15 лет в отечественной психологии и психотерапии утвердился взгляд на семью, как на систему взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга членов.Кроме того, семья, как всякая живая система, имеет свой жизненный цикл. Тот этап жизни семьи, когда ребенок достигает подросткового возраста чаще всего совпадает с кризисом среднего возраста у его родителей. Это время, так называемого, предварительного подведения итогов своей жизни. Что-то может устраивать родителя в собственной жизни, очень многие же результаты и события могут не удовлетворять родителей или родителя, если он к этому времени остался один(развод, разрыв отношений либо ранняя смерть супруга). И тогда взгляды родителей с особой пристальностью обращаются на ребенка-подростка. Очень хочется, чтобы ребенок избежал ошибок, реализовал задуманное ( чаще всего задуманное родителями). Особые ожидания обращены к единственному ребенку, либо к младшему. Усугубляющим обстоятельством может явиться тот факт, что мама долгое время сидела дома, контролировала уроки, занималась детьми и домашним хозяйством. Специальность забыта, социализация затруднена, искать работу в 35-40 лет гораздо сложнее, чем в 20-25. Чем старше становится ребенок, тем больше свободы и самостоятельности должно быть у ребенка-подростка, тогда не совсем понятно , на что направить свою энергию маме. Что же в это время происходит с ребенком? Основные вопросы, ответы на которые должен найти подросток – это «Кто Я?» и «Куда Я иду?» Поиск ответов может начаться с отрицания : «Я не такой как взрослые» Критика, в первую очередь, может быть направлена в сторону родителей, они ближе, видишь их чаще. Взоры подростка устремляются к находящимся в таком же поиске ровесникам. В этот момент для него особое значение приобретают друзья, компания сверстников. В этот момент больше всего со стороны родителей подросток ценит доверие и снижение контроля. А на приемах у психолога чаще всего можно услышать от родителей жалобы по поводу нарушенных отношений, конфликтов, прогулов в школе, грубости и дерзости, поздних приходов домой. Как, казалось бы, можно в такой момент снизить контроль и больше доверять!?. Встает вопрос вопросов: «Что делать?» Есть ли ответ? Да! Подростка нужно уважать и передать ответственность за его дела, обязанности и поступки в его же собственные руки. Как это сделать? Уважаемые родители! Вы очень мудрые и никто так хорошо не знает Ваших детей, как Вы! Вспомните, наверняка, есть что-то, что у Вашего ребенка получается лучше всего, он совершал хорошие поступки и у Вашего ребенка есть черты характера, которые Вам приятны и удобны. И еще, в ребенке нужно уважать любые попытки самостоятельности ( разумеется, если они не опасны для него и для окружающих!). У ребенка в подростковом возрасте должно быть как можно больше всего с местоимением «свой»: своя комната ( в лучшем случае), или стол, или «уголок»; свой стиль в одежде( он может очень отличаться от Вашего!); свой имидж; свои увлечения; свои друзья; свое свободное время. Кстати, у подростка должно быть не только свое место в доме, но и обязанности. Их должно быть не очень много, они должны быть выполнимыми и , желательно, чтобы они имели что-то общее с тем , что ребенку нравится делать( пылесосить, ходить в магазины и т.д.). Перечислять не обязательно, Вы ведь своих детей знаете лучше! Когда у ребенка есть свое дело, он за него отвечает и его не контролируют – это и есть формирование чувства ответственности. Если у Вашего ребенка это так и Вы совместно переживаете период кризиса, то будьте спокойны, у Вас идет нормальный процесс развития и Вы перейдете на следующий этап жизненного цикла. Если это не так! Приведем пример. В Психологический центр обратилась женщина с девочкой 13 лет. Жалобы на постоянную подавленность, сниженное настроение у девочки, постоянные конфликты с мамой, недостаточной уровень доверительных отношений ( «никак прежде», вздыхает мама!). Да и с подругами отношения испортились, чаще сидит дома, грубо отвечает матери, дерзит, или вовсе закроется в своей комнате. Выяснив, что у девочки нет депрессии ( а подростковые депрессии, нуждающиеся в медикоментозном лечении, к сожалению, встречаются), начинаем разбираться в нарушенном поведении и отношениях. В данном случае следующая семейная история. В семье две дочери: младшей, как уже упоминалось, 13 лет; старшей – 21 год. Родители развелись 5 лет назад, развелись мирно, « интеллигентно» ( со слов матери). Отец периодически общается с дочерьми. Старшая дочь учиться на последнем курсе института, у нее есть постоянный молодой человек, своя компания. А у младшей дочери внутриличностный конфликт: она «раздираема» двумя равными по силе, но противоположными по направленности побуждениями. Первое побуждение соответствует основной ведущей деятельности в подростковом возрасте - эмоционально-личностное общение со сверстниками, ей хочется быть со своими ровесниками. Второе не менее сильное побуждение – не «предавать» собственную мать, не бросать ее в одиночестве. Второе побуждение «услышано» любящей дочерью как отголосок страха одиночества у матери. В результате, девочка не может реализовать ни одного побуждения. Прогноз может быть весьма печальным. Девочка может не пройти необходимый этап развития: сепарацию от родителей. В дальнейшем ей будет трудно сформировать собственную семью, быть независимой от руководства, и , в целом, открыто высказывать свое мнение. А ведь большинство родителей именно этого и хотят для своих детей. Чтобы дети реализовали себя в профессиональной и личной сфере. Еще одним из видов нарушенного поведения является воровство. Но об этом мы поговорим в следующем номере. Мы будем рады ответить на Ваши вопросы, присланные в редакцию. Или же ВЫ можете обратиться к нам в Молодежный центр «Творческое развитие личности» по адресу Грузинский вал, 28\45 ;
тел.2503356 . Руднева Л.П. Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, директор Молодежного центра, психолог.
|