Кризисы
В наше время кризисы стали правилом, если не сказать нормой жизни. Войны, конфликты, убийства, террор. Практически ежеминутно люди видят образы насилия: в фильмах, рекламе, даже видеоклипах. Травмирующие ситуации вызывают у человека мощнейший психологический кризис, последствия от которого могут тянуться многие годы. Пропадает ощущение безопасности, очень важное ощущение для всех людей, а особенно для детей. Дети вообще развиваются неравномерно, спокойные периоды сменяются критическими, во время которых они сильно меняются, становятся строптивыми, никого не слушают, все делают по-своему, правда, им самим при этом не легче, чем окружающим. Несомненно, что протекания кризисов зависят от темперамента и характера, но в любом случае, дети крайне неустойчивы, даже на слабые раздражители откликаются неоправданно интенсивно. В ситуациях, когда семья или другая социальная среда вокруг ребенка не благополучны, дети сталкиваются с кризисами, вызванными травмой, утратой, разлукой, а так как состояние и так не стабильное, они особенно тяжело переживают последствия травмирующих ситуаций. Кризисы тяжелы для детей еще и из-за возрастных особенностей, таких как эмоциональная незрелость, неспособность полно и критически оценивать ситуацию, прогнозировать и т.д., все это вместе взятое определяет реакции детей на кризисные ситуации. Все кризисные ситуации можно разделить, конечно, условно, на три основные группы: возрастные, кризисы утраты и разлуки, травматические кризисы.
Возрастные кризисы
Возрастной кризис не минует ни одного ребенка, мало того проявляется несколько раз, каждый раз по завершении определенных стадий развития. Обусловлен он физиологическими «сдвигами» в организме и зависит от врожденных свойств нервной системы. Возрастные кризисы, несомненно, во многом определяют формирование личности, становление сексуальности, способы реагирования, но это естественные кризисы. Их немало и в работе с детьми знать их необходимо: кризисы одного, трех, семи лет и подростковый. Мы остановимся более подробно на двух последних.
В семь лет, например, помимо того, что меняется место ребенка в системе социальных отношений, у него появляются права и обязанности, т.е. полностью меняется его статус, все это требует сложной психологической перестройки. Ребенку, жившему до сих пор, преимущественно эмоциями и импульсами, приходится учиться, подчиняться дисциплине и как показывает практика не всем это под силу. Этот кризис делает ребенка капризным, нервозным, обидчивым и раздражительным. Печально знаменитый подростковый кризис усиливается еще и половым созреванием, которое подминает под себя все, включая работу внутренних органов. Появляются влечения и связанные с ними переживания. С одной стороны, ощущения взрослости с потребностью в уважении и принятии, с другой несостоятельность, неспособность соответствовать требованиям «взрослого мира», кроме того, демонстрация «взрослости» со стороны подростков вызывает естественное сопротивление у старшего поколения. Эти баталии и конфликты ведут к затяжным кризисам. Педагогам, работающим с детьми важно знать типичные конфликты и их особенности, дабы они не переросли в хроническую форму и невротические действия.
Кризисы утраты и разлуки
Кроме болезненных, но вполне естественных возрастных кризисов, существуют тяжело переживаемые кризисы утраты и разлуки. Переживание утраты связанной со смертью близкого человека, тяжела для ребенка не только из-за потери, но и потому, что он начинает осознавать собственную смертность, что вызывает различные невротические проявления в виде ночных кошмаров, боязнью темноты, либо других неосознанных страхов. Еще вероятнее попасть в ситуацию кризиса имеют дети, переживающие суицид близких, т.е. действия относящегося к социально неодобряемым поступкам.
С кризисом разлуки дети сталкиваются в случаях развода, когда помимо собственно травмы от расставания дорогих им людей, примешивается чувство вины. Здесь особенно важна любовь и поддержка, разумное, честное объяснение происходящего. К сожалению, вместо этого происходит соревнование между родителями за почетное звание лучшего, с использованием порой не самых честных приемов, самый распространенный «поливание грязью» бывшего супруга, и тексты типа: «ты ему, ей не нужен». Ребенку трудно невероятно, и он начинает маневрировать, движимый желанием угодить и тому и другому. Последствия кризиса утраты очень устойчивы, тянутся долгие годы.
Травматические кризисы и их признаки
Мало того, многие дети переживают еще травматические кризисы, куда входит сексуальное, физическое и психологическое насилие, которые отличаются тем, что сложно определить наличие насилия в жизни ребенка, но существуют признаки, по которым можно догадаться, о том, что происходит с ребенком. С признаками физического насилия все более или менее ясно (синяки, рубцы, ожоги). Но гораздо хуже и сложнее дело обстоит с насилием психологическим. К признакам психологического насилия относят: стресс - синдромы: холодные руки-ноги, «мраморная кожа», бледность, характерное выражение лица (постоянная бдительность, затравленный взгляд), наличие рефлекторных жестов и поз защиты. У детей младшего школьного возраста, например, возникают странные пищевые пристрастия (кал, штукатурка, жучки), они не хотят идти домой, у них нет друзей, у подростков побеги из дома, суицидальные попытки, алкоголь, наркотики. Кроме того, травмированный ребенок может демонстрировать садистские наклонности, гиперагрессивность, мстительность, эмоциональная черствость все это можно отнести к последствиям подобного насилия. Другая крайность – это позиция жертвы – ощущение себя не таким как все требует повышенной поддержки, внимания, помощи, причем требуют они этого от всех не зависимо от того хотят этого люди или нет, способны на это или нет, кстати, повзрослев человек, жертва не прилагает никаких усилий для достижения своих проблем, для решения сложных задач, следовательно, ничего не достигает, т.е. подтверждает свою позицию – порочный круг. Особенностью психотравмирующих ситуаций является то, что происходят они, что называется, за закрытыми дверями. Педагоги сталкиваются уже с результатами, которые плохо просматриваются, но все же есть некоторые признаки. Ребенку трудно успокоиться, у него неадекватные реакции (может затеять драку без видимых причин), другими словами сигналит: «у меня не все в порядке, мне трудно». Если этого не замечают, или реагируют карательными мерами, все лишь нарастает, усиливается, и ребенок уже опасен и для себя и для окружающих, тогда педагогу приходится жестко его контролировать, что мало эффективно и для окружающих и для ребенка и для педагога.
Еще несколько характерных способов реагирования на кризис, на которые следует обращать внимание- это так называемые защиты и наиболее характерные это:
Регресс – в кризисной ситуации ребенок или подросток откатывается к более ранним способам реагирования, к плаксивости, капризам, несамостоятельности, возможен энурез, сосание пальцев и т.д.
Подавление Я - избегание нового опыта, любого риска, он всегда пессимистичеки настроен в отношении собственных достижений.
Отрицание - дети не воспринимают источник тревоги как реальное событие. Результат такой защиты неадекватно завышенная самооценка, они не приемлют критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей и проблем.
Проецирование – приписывание другим собственных, часто отрицаемых для себя желаний и намерений. Проявляется, например, пережитое насилие в играх, рисунках, они обвиняют других в том, что ощущают сами, другими словами, если подросток ненавидит самоуверенных или, например, нытиков, это может быть потому, что сам не чужд подобных качеств.
Изоляция чувств - неспособность, или скорее невозможность осознавать свои чувства и проживать их, этакая «замороженность», страх прочувствовать в полной мере и т.д.
Важно то, что выходом из кризисной ситуации будет только самостоятельное проживание ситуации, и нахождение собственного пути приводящего к позитивным изменениям, а не ориентация на взрослого, который предлагает свой путь выхода, ребенок должен найти свой путь преодоления, при помощи и поддержке, а не вместо.
Оказание помощи ребенку в кризисной ситуации осуществляется группой специалистов в которою входят педагог психолог, логопед и психиатр.
Ненюкова О.Р.
для газеты "Спорт в школе" Издательский дом "1 сентября"