Спорт и дети за и против
Дети приходят в спорт по разному, одних приводят родители, либо потворствуя амбициям детей, либо своим собственным. Подростки приходят, считая спорт панацеей от своих проблем, или по так называемым позиционным мотивам, стремясь занять достойное место в обществе, стремясь к собственному росту, совершенству, что связано с постоянной потребностью быть значимым, интересным.
Спорт, несомненно, может помочь: он закалит характер, он укрепит здоровье, возможно, поможет повысить самооценку. Однако важно, помочь юному спортсмену, понять, что большая часть работы на нем. Станиславский говорил: «ничему нельзя научить, всему можно научиться». В спорте это работает не мене верно, чем на сцене. Прилагая силы, проявляя терпение, превозмогая боль и усталость можно действительно многому научиться, многого достичь.
Особенности организма ребенка, подростка, в несоответствии физиологических сфер. Созревает костная система, отстает мышечная, меняется внешность, он становится похож на взрослого, но чувствует и поступает как ребенок, в нем много энергии рвущейся наружу, чтобы заявить о себе, но ему трудно ждать, он хочет всего и сразу.
Спорт несомненно хорош, хотя бы тем, что это выход неуемной энергии, он не оставляет времени и сил, для «глупостей» и всегда дает шанс добиться чего- либо самостоятельно, он сближает, он вырабатывает командный дух, дети становятся ближе к сверстникам, за счет общего интереса, он приближает к идеалам (спортивным, в том числе).
Спорт безопасное место для проявления чувств и эмоций, здесь можно радоваться и гневаться, не опасаясь осуждения.
Спорт помогает раскрыть в себе лучшие качества.
Спорт дает первые, очень важные уроки: стремиться к победе и уметь проигрывать, быть частью команды, выкладываться ради нее на все сто, жертвовать чем-то для достижения цели.
Но…
Спорт может сломать и физически и морально, нанести удар по самолюбию, демонстрируя ложные ценности.
Возникают разного рода проблемы Конкуренция – это проблема. Жажда лидерства ведет к тому, что дети идут на неоправданный риск, становятся агрессивными и т.д.
Спорт состязателен и это тоже проблема. Я стараюсь, но проигрываю, я хочу, но не хватает таланта, значит кто я? Неудачник?
Лозунг «выиграть любой ценой» ударяет по достоинствам спорта. Обострение конкуренции выбивает из спорта тех детей, которые не очень талантливы, не очень сильны духом, но которые нуждаются в нем не меньше других.
В этом вина, или ответственность взрослых, т.к. дети идут в спорт в большинстве своем за удовольствием, а фанатиками их делают старшие товарищи.
Крайне важно дать ребенку понимание того, что, спорт это скорее игра, и она существует для игроков, а не наоборот. И это должен донести до ребенка, скорее наставник, тренер, чем родитель.
Спортивные лидеры, тренеры, наставники, кумиры – это идолы и мудрые правители в одном лице. Все, что они транслируют, каждое слово, которое они произносят, имеет колоссальное значение и оказывает влияние на детей, от них во многом зависит, чем будет руководствоваться ребенок, занимаясь спортом.
Неудачи в спорте - это, конечно, проблема, но большей проблемой может стать и успех!
Когда ребенок подает большие надежды, когда появляются успехи он становится центром внимания, получая при этом долгожданное признание взрослых, похвалы и восторги, это с одной стороны, а с другой развитие «звездной болезни» и отношение «звезды» с другими еще не «звездами».
Но успеха мало достигнуть, его хочется удержать, а это большое напряжение, и стресс, которые могут очень быстро, кардинально изменить ситуацию.
Всё! Взрослые разочарованы, вместо похвалы осуждение и насмешки, ребенок, в этой ситуации сделает единственный вывод- важен не он, а его достижения.
Спорт для подростка прежде всего должен быть источником здоровья и выходом энергии.
Он должен приносить пользу! Давать возможность двигаться, получать удовольствие от достижений.
Спорт объединяет взрослых и детей.
Спорт помогает воспитать характер, усвоить жизненные уроки.
Ненюкова О.Р. для газеты "Спорт в школе" Издательский дом "1 сентября"
|