Активные и пассивные дети лечить или нет?!

 

Один ребенок вертится как юла, все роняет, разбивает, теряет, вечно чумазый, с незаживающими болячками на коленях и локтях, очень шумный, и совершенно неутомимый, другой просто ангел, на одном месте сидит, может часами смотреть на картинки, не шалит, не трещит, правда его даже при необходимости не заставишь ничего делать, он просто спит на ходу. Что хорошо, что плохо, что норма, что патология, надо ли принимать все как есть, или подобное поведение требует не просто коррекции, а медицинского вмешательства?!

Итак, активные дети диагноз или норма. Ребенок просто возбужден или он болен, и пора к доктору? Если ребенок полон энергии, которая бьет через край, он не может усидеть на месте, носится, кричит, а потом вдруг начинает злиться, становится упрямым и не послушным, значит ли это, что он нездоров? Когда речь идет просто о неудобных детях, а когда о психиатрической проблеме, о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?!

СДВГ

Диагностировать СДВГ, можно с первых месяцев жизни ребенка, но наиболее заметными они становятся в детском саду, и совсем угрожающий характер принимают в начальной школе, т.е. при попадании в коллектив, живущий по правилам и распорядку.

СДВГ определяется как минимум тремя составляющими: гиперактивность, невнимательность, импульсивность.

О гиперактивности можно говорить, если ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях дома, в гостях, у врача, в магазине, на улице и в школе – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не в состоянии удержать внимание, на любом даже самом интересном предмете или событии, причем ни уговоры, ни угрозы, ни подкуп, ни ласка не помогают. Он просто не в состоянии остановиться, у него не работает механизм самоконтроля, такой ребенок отличается суетливостью, беспричинными движениями рук, ног, постоянным, бесцельным желанием что-нибудь теребить, дергать, куда-нибудь лезть. Он может вскакивать посреди урока, ходить по классу, он болтлив. О невнимательности можно говорить, если в течении долгого времени ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает массу ошибок, если он не в состоянии выслушивать обращенную к нему речь, что вызывает ощущение, что он игнорирует и слова и замечания, если не может доводить начатое до конца, не из чувства протеста, а т.к. не в состоянии усвоить правила и инструкции, если не может организовывать свою деятельность, любую, если на заданиях требующих длительного умственного напряжения, он постоянно отвлекается, если он постоянно все теряет или не может найти свои вещи и все забывает, а импульсивность заставляет его отвечать не дослушав вопроса, он не умеет дожидаться своей очереди, мешает, вмешивается, никогда не знаешь, что он сделает в следующую минуту. Часто возникают тики и подергивания, часто жалобы на головные боли, возможен энурез. Все эти симптомы должны наблюдаться непрерывно в течении как минимум шести месяцев, тогда, конечно, необходим доктор.

(мальчик 6 лет, очаровательный, подвижный невероятно, разговорчивый сверх меры, мимика и жесты как у хорошего актера. За время часового общения оторвал от рубашки две пуговицы, перетрогал, почти все предметы, находящиеся в кабинете, то начинал петь, то просто кричал, на вопросы, почти не отвечал, просьба порисовать, вызвала новую волну беготни и крика, бегая, он постоянно натыкался на все подряд, как бы "не вписывался в формат". От вопроса он мог замереть, создавая впечатление, что задумался, хотя на самом деле просто "выключался". При такой подвижности, он так и не смог освоить элементарную игру в мяч, и не смог освоить велосипед, просто не понимал инструкции, но неспособность усвоить инструкции вовсе не означает, что у него проблемы с интеллектом, он просто неспособен сосредоточиться)

Во всех других случаях это просто очень активные дети, с которыми очень непросто

 

Aктивные дети

 

К описанию характерных особенностей поведения активных детей можно отнести многое из перечисленного ранее.

Они тоже крайне неповоротливы и неуклюжи, постоянно, что-то переворачивают, разбивают, теряют, забывают, при всей своей подвижности очень медленно выполняют задания. Они любопытны, но не любознательны, на все смотрят, но ничего не видят, но их хоть и сложно, но можно призвать к порядку, их энергию можно направить в нужное русло.

Наказания такие дети переносят с легкостью, укоры, отказы нисколько их не огорчают, насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы, т.е. на обидах тоже не сосредотачиваются. Наказать такого ребенка можно ограничивая возможность двигаться, например, усадив на диван, до указанного срока, он извертится, изноется, но запомнит.

К сожалению, не получая вовремя помощи, дети с СДВГ, или без него получают ярлыки, их отправляют в разряд двоечников и хулиганов. Из-за этого все симптомы получают дополнительный стимул, и дети замыкаются и начинают жить отдельной, внутренней жизнью, либо гиперактивный ребенок становиться лидером, тогда коллектив, который он возглавляет, будет трясти и лихорадить долгое время! Он поведет их за собой и на деревья и на крыши, и на дорогу и на любое другое "дело", они совершают побеги, замыкают электричество, изучают канализационные люки . У гиперактивных детей снижена реакция на болевые стимулы, переломы, порезы и т.д. для них не проблема.

 

Лечить или не лечить, болезнь это или нет решать врачу и только, дело взрослых быть внимательными к симптомам, но не делать поспешных выводов, в конце концов вертеться на уроках ребенок может просто потому, что ему не интересно, иногда симптомы душевных болезней возникают из-за физических заболеваний, даже диета основанная исключительно на углеводах может вызвать нарушения эмоционального равновесия, кроме того изменения в поведении могут носить временный характер, и это, возможно, реакция на эмоциональные нагрузки (развод, смерть в семье и т.д.)

И если все-таки это не СДВГ, а просто сверхподвижность, то пусть до изнеможения играет в футбол, хоккей, салочки, - эти игры требуют организованности и подчинены конечной цели, и приобщают к спорту. В спорте они реализуют чрезмерную энергию, спорт организует, ставит цели.

 

ММД

другая сторона медали дети тихие мирные, послушные, которые никуда не бегут, не лезут, а тихонько в уголочке занимаются своими делами – удобные дети (пассивные, малоподвижные, заторможенные), для них тоже есть диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), гиподинамический синдром. У пассивных детей в результате микрородовой травмы, повреждены подкорковые структуры мозга, из-за чего слабая стимуляция активности из этих структур, мозг как бы дремлет.

Это те дети, про которых говорят: "спит на ходу", его трудно чем-либо заинтересовать, надо постоянно тормошить. Это могут быть дети с избыточным весом, и тогда еда, становится тем единственным, что вызывает оживление, либо наоборот вес ниже нормы, тогда он и за столом вял. Они неловки, плохо координированы. Они производят впечатление умственно отсталых, при разговорах как бы отсутствуют, отвечают односложно, лишь бы от них отстали, неуспехи в школе огорчают лишь потому, что из-за этого их теребят. У таких детей нередка дизартрия (каша во рту) и дисграфия (плохой почерк, пропуск букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание). Возникают проблемы с математикой, т.к. дети с ММД страдают неравномерностью умственного развития, какие-то параметры интеллекта нормальны, какие-то низки, что-то усваивается хорошо, что-то плохо, уроков физкультуры избегают всевозможными способами, там особенно очевидна их неловкость, они становиться объектом насмешек. Они вялы во всем – умственно, эмоционально, физически. Кричать, тормошить бесполезно, их надо заинтересовывать, причем делать это по-доброму, с учетом состояния. Он будет крутить педали, если рядом отец, мать, тренер, друг, с ними же будет ходить, бродить. К более быстрым реакциям его должен побуждать находящийся рядом, ставя его в положение при котором надо успевать. Стимулировать можно целью – закончишь дело, посмотришь фильм. С ними хорошо играть, например, в слова, он вовлекается в игру соревнование, и, стараясь не отстать, будет действовать быстрее, если не спеша, упорно, день, за днем таких детей тренировать, действуя терпеливо, объясняя доходчиво, они освоят и математику, и любую другую науку, они отнюдь не глупы, а то что у них получается легко надо развивать максимально, это будет и утешением и компенсацией, и разовьет уважение к себе и уверенность в себе.

Борьба с последствиями синдромов гипер и гипоактивности хорошо демонстрирует, как неблагоприятный биологический фактор, может быть преодолен, своевременными воспитательными действиями.

Ненюкова О.Р.
для газеты "Спорт в школе"
Издательский дом "1 сентября"